Нганасане — мои друзья

Это — один из самых древних народов, появившихся в Арктике более 5000 лет назад

В Центре народного творчества с. п. Хатанги прошел вечер нганасанской культуры. Он был посвящён малочисленному, древнему и гордому народу — нганасанам, которые проживают в основном в посёлках Усть-Авам, Волочанка и Новая. Работники Центра народного творчества Ольга Пупкова и Виктор Федосеев сделали презентацию и познакомили зрителей с историей и происхождением нганасанского народа.

В основе — три начала

Нганасны — один из самых древних народов, появившихся в Арктике более 5000 лет назад. Сейчас существуют две диалектные группы нганасан авамские, проживающие в посёлках Усть — Авам и Волочанка, и вадеевские, проживающие в посёлке Новая с. п. Хатанга.

Само название нганасан «НЯ» означает — друг, человек. В основе представлений нганасан об окружающем мире лежат три начала: это божества «Земля-Мать», «Солнце-Мать» и «Луна-Мать». Весной в честь Солнца нганасаны устраивали праздники и приносили в жертву белого оленя, а Луну представляли как висящий круг, где обитал дух помогающей роженице. По верованию нганасан, шаманы получали свой дар от различных божеств и духов-хозяев земли и воды. У них были также и свои обереги — Койка (это идол). Её нельзя было показывать посторонним людям, тем более продавать. Во время обряда их кормили оленьим жиром, преподносили подарки.

На спине — чёрный квадрат

Нганасанская одежда своеобразна и кардинально отличается от одежды других северных народов. Излюбленными цветами являются красный, чёрный и белый. И что характерно, заметной деталью нганасанской парки является чёрный квадрат на спине, потому что шаманы считали, что нганасане пришельцы из космоса.

У нганасан долгое время не было письменности, своего словаря, книг. И только в 30 годы прошлого столетия нганасане узнали, что такое письменность, буквы, числа. Первая женщина, которая близко узнала нганасан была Амалия Михайловна Хазанович, которая кочевала с ними по тундре, учила их писать и читать, и сама научилась всему тому, что делали нганасане. Свои воспоминания Амалия Хазанович написала в своей книге «Друзья мои — нганасане». В своём завещании она написала, чтобы её прах развеяли над рекой посёлка Новая, а на берегу реки стоит обелиск, посвящённый ей, где высечены слова:

«Мы пришли к тебе, Ама, нганасане твои друзья, Нам отцы передали, что должна ты вернуться сюда, Мы хотим твои мысли превратить в добрый, долгий рассказ, На санях своих быстрых, унести твой последний наказ».

Будет жить в веках…

И в наше время учёные — этнографы изучают историю и быт нганасан. Это Казимир Исидорович Лабанаускас, который открыл людям историю происхождения нганасан, Андрей Александрович Попов — известный советский этнограф, Оксана Эдуардовна Добжанская — доктор искусствоведения, профессор Арктического государственного института искусства и культуры, Олег Крашевский — организатор этнографического музея на озере Лама.

Было рассказано ещё много интересного об этом уникальном и удивительном народе. Презентацию вечера Ольга Пупкова закончила словами: «Народ жив — пока жив его язык. Нганасане как народность будут жить в веках, потому что их жизнь изучают этнографы, историки и фольклористы».

На вечер были приглашены хранители истории и традиций нганасанского народа Дарья Чайхореевна Момде (пенсионерка), которая приехала на «буране» из п. Новая, Нина Беляевна Антонова — учитель начальных классов Крестовской школы, Надежда Мунуптеевна Котельникова (Асянду) — методист по спорту Дома культуры. Огромный вклад по сохранению истории, традиционного костюма нганасан и художественного наследия внесли работники музея природы и этнографии «Заповедники Таймыра». Особый вклад внесла Евдокия Афанасьевна Аксёнова, которая стояла у истоков создания музея.

На вечере присутствовали работники народного образования, культуры, библиотеки, музея, члены ассоциации КМНС с. п. Хатанга, представители Совета депутатов и бюро занятости населения, работники администрации и жители посёлка. Тёплые слова благодарности в адрес носителей и хранителей нганасанского народа были сказаны: главой с/п Хатанга А. В. Кулешлвым, который вручил благодарственное письмо и ценный подарок Д. Ч. Момде — за сохранение обычаев и традиций нганасанского народа, А. С. Бетту — заместителем Ассоциации КМНС, Н. В. Большаковой — заместителем начальника Управления образования, М. Ю. Чарду — председателем Совета депутатов, М. Е. Федосеевой — заведующей ЦНТ, которая отметила благодарственными письмами и ценными подарками Д. Ч. Момде, Н. Б. Антонову, Н. М. Котельникову.

Вечер закончили общей песней «Хей долганы, нганасаны» её с удовольствием подхватили и представители нганасанского народа вместе с участниками вечера. Ещё долго не смолкал смех зрителей, которые делились своими впечатлениями, знакомились с выставкой мастериц — нганасанок «Традиции народа — НЯ!», с прекрасными работами художников Мотюмяку Турдагина и Александра Мойбо.

Поделиться с друзьями

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Опубликовано в    Автор:
Рубрики: Красноярская версия | Ключевые слова: | Написать комментарий

Ответить

Обязательные поля помечены *


Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.