Одиссея Крышки Гроба Господня, или Самая почитаемая святыня христианского мира

Тщательное изучение этой реликвии прольёт свет на неизвестные или утерянные обстоятельства, связанные с историей человечества…

Настоящая статья — результат моих исследований по истории и судьбе одного из христианских святынь — крышки Гроба Господня. Основное содержание — это систематизация разрозненных сведений о происхождении и предназначении исчезнувшего артефакта.

Сведения я позаимствовал у историков и других деятелей науки и религии, многие тексты привожу в оригинальном изложении; графическая часть и выводы из неё — это результат собственных, эксклюзивных поисков, в основе которых принципы психокинетики — одной из областей знаний, трудно поддающейся традиционному объяснению.

Статья предназначена, как мне кажется, простым верующим, которые, в абсолютном большинстве своём, не знают подробностей происхождения святынь потому, что церковь общается со своей паствой только общими каноническими понятиями, предлагая веру без осмысления. Что касается просвещенных светских читателей, то и им желательно бы иметь представление о научных источниках появления христианских реликвий, потому что любая религия и её святыни — это не просто артефакты, это культура своего народа.

Исследование канонического места

В конце 2016 года любопытство христианского мира и просто слушающих, читающих и смотрящих на экран зрителей было обращено к источникам СМИ, передающим сенсационные новости, поступающие из Иерусалима. Там группа археологов, с разрешения шести основных христианских конфессий, на три дня была допущена в Кувуклию храма Гроба Господня для исследования канонического места погребения Иисуса Христа, распятого и умершего на кресте по приговору римского прокуратора Понтия Пилата. Учёные археологи осторожно сняли мраморную плиту, прикрывающее ложе, на котором якобы покоилось тело Иисуса. Причём было упомянуто, что эта мраморная плита установлена всего лишь в 1555 году, то есть более 15 столетий после захоронения Христа. И вот этот факт меня заинтриговал, потому что несколько ранее я уже занимался проблемами христианских реликвий, таких как Чаша Грааля, истинная могила Христа, и представлял доказательную базу подлинности Туринской Плащаницы.

Если верить официальной историографии, то из неё следует, что ранее была ещё одна плита, служившая ложем для тела Христа, хотя в литературе она чаще именуется крышкой Гроба Господня. Мало того, в одной исторической цепочке событий, связанных с крышкой Гроба Господня, всплывают и другие христианские реликвии, такие как пояс Христа, деревянные части креста, на котором был распят Иисус, и копьё Лонгина — копьё римского легионера, проткнувшего плоть тела Спасителя, дабы убедиться в окончательной его смерти, металлические гвозди и табличка с надписью (титло), которая была прибита над головой распятого Христа.

Гроб Господень в Иерусалиме — самая почитаемая святыня христианского мира. Христиане верят, что на каменной плите, хранящейся здесь, три дня покоилось тело распятого Иисуса Христа. Плита (ложе) размером 2 х 0,8 метра находилась в высеченной в скале пещере — именно так в первом веке нашей эры иудеи хоронили умерших. Впрочем, я не располагаю информацией: тело умерших иудеев тлело до костей поверх плиты или закрывалось в нише — гробе, как в известных нам склепах — могилах романовской династии в Архангельском соборе в Москве и Петропавловском соборе С.-Петербурга.

Главная святыня храма — Святая Могила — находится внутри часовни, именуемой Кувуклия (усыпальница). Кувуклия, разделена на две части: придел Ангела и собственно Святая Могила. Есть еще один маленький придел с обратной стороны часовни, принадлежащий коптской церкви. Считается, что тут находилась голова распятого Христа.

Поиск христианских реликвий

Начнём с очевидных и достоверных исторических фактов появления сведений о христианских реликвиях, связанных одной логической цепочкой. Почитать места, связанные с распятием и погребением Христа, начали первые христиане. Я не хочу обременять статью подробностями, изложенными в Новом Завете — второй части Библии главной христианской книги, чтобы рассказывать об Иисусе Христе. Достаточно культурные люди, не обязательно верующие, хотя бы фрагментарно знают эту известную историческую личность, и если не знакомы с каноническими текстами, то с литературными произведениями и другими театральными и кинематографическими постановками отечественных и зарубежных авторов, показывающих события начала нашей эры, неоднократно встречались. А для более углубленного познания личности Иисуса Христа и событий, связанных с ним, я рекомендовал бы обратиться к первоисточникам, не только богословским, но и научно-историческим, основанным на летописных хронологиях Тацита и Флавия — современников Иисуса.

Поиски пещеры, в которой было погребено тело Иисуса, были предприняты в IV веке по указанию императора Константина. В 326 году его мать, императрица Елена прибыла в Иерусалим с целью паломничества и поиска христианских реликвий: «…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня». Первым из церковных историков об открытии Гроба Господня сообщает Евсевий Кесарийский в своём труде «Жизнь Константина». Он сообщает, что на месте пещеры, где был погребён Иисус, римлянами был построен языческий храм. Когда в Иерусалим на поиски гробницы прибыли представители Константина, им якобы указали на храм, возведенный 200 годами ранее римским императором Адрианом.

Исторические источники указывают на то, что Адриан приказал построить над гробницей храм, чтобы утвердить господство римской государственной религии в том месте, которое почитали христиане. По словам богослова Евсевия Кесарийского, римский храм был снесен, и в ходе раскопок под ним была обнаружена высеченная из камня гробница. Верхнюю часть пещеры срезали, чтобы была видна ее внутренняя часть. А вокруг нее построили храм, чтобы закрыть место погребения. В числе других находок — крест, на котором, как считала Елена (и вслед за ней христиане всего мира до наших дней), был распят Иисус Христос, четыре гвоздя и табличка (титло) с надписью IESUS NAZARENUS REX IUDAEORUM, то есть «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». Согласно Новому Завету, титло к кресту собственноручно приколотил Понтий Пилат. Елена заложила вокруг ложа храм (Кувуклию), куда начали стекаться христианские паломники со всего мира.

Святой град

В начале XIII века Константинополь являлся Святым градом — Новым Иерусалимом — благодаря главным христианским святыням. В его церквах находились мощи не только многих апостолов и новозаветных святых, а также некоторых ветхозаветных пророков. Так что исторический Иерусалим, в котором правили мусульмане, к началу XIII века был землей святых мест, но никак не священных артефактов. Почти все они были давно перемещены в Константинополь. В храме Святой Софии покоилась плита Гроба Господня, перевезенная в Константинополь императором Мануилом Комнином. Плащаница, названная позже Туринской, находилась во Влахернской церкви. В Фаросской церкви Большого дворца хранились священный терновый венец, большая часть так называемого честного креста и священное копье. Историки упоминают еще несколько десятков христианских святынь, хранившихся в Константинополе, таких как Моисеевы Скрижали Завета и одна из иерихонских труб Иисуса Навина.

В 1204 году во время Четвертого крестового похода пал Константинополь, в то время столица христианского мира. Воевали, конечно, не столько из-за веры, сколько ради золота. Но было за что биться и в религиозном плане — за обладание христианских святынь — артефактов.

Две версии одного артефакта

В статье я рассматриваю судьбу только одного артефакта — крышка Гроба Господня, плита, на которой три дня покоилось тело Иисуса Христа. И вот тут всплывают две схожие исторические версии, но различающиеся в изложениях.

Первая версия. В 1204 году папа Иннокентий III в ужасе обнаружил, что в списке святынь покоренного Константинополя нет самой главной — плиты Гроба Господня. Т. е. исчезновение никак не вина крестоносцев Четвёртого похода. В то же время на Руси было уже известно, что святая плита после Первого крестового похода была обмерена и описана русским паломником игуменом Даниилом. В его «Хождении» начала XII века святыня именовалась как «лавица». Тогда она еще находилась на своем исконном месте в Иерусалиме.

Позднее наиболее полный перечень христианских святынь, собранных в Константинополе до погрома крестоносцами, был составлен новгородским боярином Добрыней Ядрейковичем. Самое интересное, что, когда боярин вернулся в Великий Новгород, ему передал в правление свою обитель чудотворец преподобный Варлаам Хутынский. Подобная великая честь Добрыне Ядрейковичу, ставшему впоследствии архиепископом Антонием, была оказана за великую заслугу, подробно описанную в IV Новгородской летописи: «В лето 6719. Тогда же было пришел Добрыня Ядрейкович из Цареграда и привезе с собою Гроб Господень, а сам пострижен на Хутыни у Святого Спаса». Будем считать, что Добрыня привёз в Новгород всего лишь плиту — крышку Гроба Господня — часть гробницы — это, как мне видится, наиболее реалистическая версия. Хотя…

Вторая версия. В 1198 г. Папою был объявлен новый, IV Крестовый поход, состоявшийся в 1202–1204 гг. Поскольку у крестоносцев не хватило денег даже на оплату кораблей для экспедиции, Венецианская Республика, обладавшая самым мощным в Средиземноморье флотом, потребовала в уплату за помощь от крестоносцев напасть и разграбить христианскую Византию, главную торговую соперницу Венеции, под предлогом соединения православной и католической церквей под эгидой Папы. 13 апреля 1204 г. Константинополь был взят и разграблен. Ворвавшись в христианский Константинополь, они стали грабить и разрушать дворцы и храмы, дома и склады. В огне пожаров погибли хранилища древних рукописей, ценнейшие произведения искусства. Крестоносцы разграбили храм и Святой Софии. Пришедшие с крестоносцами священнослужители вывезли в европейские церкви и монастыри множество реликвий. В этом походе Крестоносным Воинством в числе других христианских реликвий была захвачена крышка Гроба Господня, которую повезли в Рим, однако корабль, везший святыню, был атакован алжирскими пиратами-мусульманами, потопившими его вместе с командой и захватившими реликвию. Купец, родом из Новгорода, по имени Добрыня, имевший с ними некоторые дела, выкупил святыню.

Добрыня-Антоний вовсе не какой-то вымышленный богословами персонаж, он хорошо известен науке под именем Антония Новгородского. До нас дошла и писанная им самим «Книга Паломника», которая, в частности, содержит описание святынь Цареграда до его захвата крестоносцами, что доказывает его долгое пребывание в том регионе, из которого святыня пришла на Русь.

Миссию санкционировал Папа

За исключением некоторых разночтений событийных версий можно утверждать однозначно, что крышка Гроба Господня оказалась после всех перипетий в Великом Новгороде. Вот ещё одна ссылка на факт нахождения крышки в Новгороде. Очень многие, наверное, помнят битву, произошедшую на месте впадения Ижоры в Неву, после которой второстепенный и ничем себя до этого не прославивший молодой князь вдруг сделался всеобщим любимцем и получил прозвание Невский. Нет, те, кого по декларируемой истории привёл ярл Биргер (что не соответствует официальной историографии, на самом деле шведскую группу возглавлял Ульф Фаси), были своеобразные средневековые «коммандос» — отряд особого назначения, состоявший исключительно из закалённых в походах рыцарей, даже без привычной обслуги и кнехтов, и шли они выполнять совершенно особую миссию, санкционированную самим Папой, — «отобрать у схизматиков крышку Гроба Господня».

Возможно, что эта историческая версия — не более чем вымысел летописцев, т. к. есть сомнения в правдивости описания тех событий, но — это другая история. Единственный вывод — это ссылки, подтверждающие уверенность летописцев в новгородском местопребывании крышки Гроба Господня. Почти достоверно известно, что в 1492 г. крышка оставалась в Новгороде; а вот тут опять разночтения, в каком храме она до сих пор хранилась, но большинство летописных документов указывают на храм Святой Софии в Новгороде, где до 1492 года и хранилась эта святыня.

По маршруту святыни

После 1492 года исчезли упоминания присутствия крышки Гроба Господня в Новгороде, и следы её теряются. Вот тут автору предстояло определить маршрут и конечное местопребывание этого артефакта. Метод планшетного сканирования, который можно назвать одним из разделов психокинетики, позволил восстановить путь перемещения крышки Гроба Господня из Софийского собора Великого Новгорода до его сегодняшнего местонахождения — Успенского собора Московского Кремля.

Привожу только четыре основных графических фрагмента пути перемещения артефакта, насколько позволительно для материалов периодических изданий, хотя их около двух десятков с различным масштабным разрешением. Ввиду того, что в основе психокинетики — квантово-механические принципы неопределённости и дуализма, вероятность событий не может быть абсолютно однозначной, поэтому автор не может гарантировать точность и достоверность полученных результатов со 100%-ной вероятностью. Да и на истину автор не претендует, потому что большинство полученных результатов — это аналитика.

Рис. 1. Маршрут перемещения крышки Гроба Господня по Великому Новгороду.

 

Рис. 2. Общий план маршрута перемещения крышки Гроба Господня.

 

Рис. 3. Кремлёвский этап маршрута перемещения крышки Гроба Господня.

 

Рис. 4. Перемещение крышки Гроба Господня по Успенскому собору и сегодняшнее местонахождение

Пришло время анализа, полученных результатов: почему крышка Гроба Господня оказалась в Москве и в данном месте.

Успенский собор Московского Кремля сооружён в 1475–1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти в годы правления Ивана III на месте обветшалой церкви Успенья Пресвятой Богородицы; был главным кафедральным собором Русского государства, вплоть до упразднения самодержавия в 1917 году. Собор является усыпальницей всех московских патриархов первого патриаршего периода, кроме Никона и Игнатия. Там проходила коронация всех самодержцев Российского государства, начиная с Ивана IV. По всей видимости, крышка Гроба Господня была вывезена из Великого Новгорода где-то в начале 90 годов XV столетия, в чём трудно сомневаться — это было сделано по указанию Великого князя Московского.

Из Новгорода в Московию

Возникает справедливый вопрос: зачем Иван III вывез этот артефакт из Новгорода и зачем скрыл от верующих православных эту святыню? Обратимся к истории. Из Новгорода в конце XV века по Руси стала распространяться так называемая «жидовская ересь». В основе этой «ереси» среди прочих — непочитание икон и креста и глумление над ними, непризнание Иисуса Христа Сыном Божиим, хула на Христа и Божью Матерь; непризнание святых отцов и постановлений семи Вселенских Соборов, неверие в Воскресение Христово и Его Вознесение, почитание субботы превыше Воскресения Христова, несоблюдение постов.

 

Вот высказывания игумена Симонова монастыря Зосимы, одного из столпов «жидовской ереси»: «А что то царство небесное, а что то второе пришествие, а что то воскресение мертвых? А ничего того несть — умер кто, то и умер, по та места и был!».

Жидовствующие, отрицающие монашество вообще, выступают и против церковного землевладения. Близки к ним в вопросе монастырского землевладения монахи северных монастырей. И вот это уложение, а не вся сущность «жидовской ереси» стала привлекательной для Ивана III. Ведь монашество — это идеологическая, силовая и материальная составляющая христианской церкви — боевая пехота и источник неконтролируемых государством доходов. Великий князь практически на всём протяжении истории «жидовствующей ереси» явно покровительствует еретикам. Правильно было бы предположить, что покровительственное отношение Ивана III к еретикам определяется политическими расчётами и другими государственными выгодами, связанными с кругом образованных, имеющих обширные политические связи еретиков. Не может не импонировать князю и идея об усилении авторитета великокняжеской власти и ослабления влияния Церкви.

Изъятие христианской святыни — крышки Гроба Господня — из Новгородского владения Иваном III реализовало две цели. Первая — это видимость внешней приверженности канонической церкви, показное содействие наказанию еретиков в соответствие соборному определению 1490 г., по которому священники должны быть извергнуты из сана, а все еретики преданы отлучению, несмотря на собственные убеждения, открытое противостояние с традиционной церковью было ни к чему и опасно. Вторая — наличие в свободном доступе верующих к великой христианской святыне поднимало бы авторитет православного клира на Руси и принижало бы роль самодержца.

Насчёт наличия реликвии в Успенском соборе Московского Кремля я не одинок. Вот мнение историка и писателя Андрея Синельникова: «В современных описаниях Успенского собора Кремля существует экспонат, именуемый шатром для хранения реликвий. Надпись на шатре гласит: «Божиею милостию по благословению и по повелению великого господина святейшего патриарха кир Филарета… при державе благоверного и благородного христолюбивого великого государя… Михаила Федоровича Всея Руси самодержца… в трое на десятое лето государства… в шестое лето патриаршества Филарета Патриарха Московского и Всея Руси зделанное бысть сия решетка в соборую церковь около Гроба Господня в лето 7133 года (1625 по Р. Х.) месяца сентября 30 дня, — это еще одно упоминание о Гробе Господнем. Однако шатер пуст. Думаю, информация о реальном местонахождении Гроба Господня перешла со временем в разряд скрытых знаний».

…Я думаю, что преждевременно окончательно списывать эту проблему в разряд неопределённого забвения. Надо хотя бы проверять то, что практически под ногами, даже если придётся встретить противодействие Патриархата, потому что это — артефакт, принадлежащий всему человечеству, независимо от отношения к религии, кроме того, тщательное изучение этой реликвии прольёт свет на неизвестные или утерянные обстоятельства, связанные с историей человечества.

Поделиться с друзьями

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Опубликовано в    Автор:
Рубрики: Красноярская версия | Ключевые слова: , | Написать комментарий

Ответить

Обязательные поля помечены *


Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.