Вуз, где живут музы

Минувший учебный год стал для этого очень особого образовательного учреждения годом перемен…

Вузу вернули изначальное имя — Красноярский государственный институт искусств, и его возглавил новый руководитель. Знакомство с исполняющей обязанности ректора Мариной Москалюк я начал с традиционных вопросов: каким она приняла вуз и как вуз принял её?

Совещание

Самое ценное — уникальные личности

— Как меня приняли, наверное, не мне судить. Я вижу позитивный настрой на продуктивную работу и благодарна коллективу вуза за это. Если же говорить о потенциале института, его я оцениваю очень высоко. Во-первых, здесь за десятилетия сложились удивительные школы музыкально-исполнительского и актёрского мастерства. В вузе есть самое ценное, что только может быть в творческом коллективе — уникальные личности. Много преподавателей, «под которых» готовы ехать учиться студенты не только нашего большого Красноярского края, но и других городов России.

— Давайте назовём их поимённо.

— Имён очень много. Это Михаил Иосифович Бенюмов, Игорь Александрович Гербер, Сергей Фёдорович Найко, Вера Геннадьевна Баулина… Я боюсь кого-то пропустить, но то, что таких людей больше двух десятков, внушает мне огромный оптимизм и в то же время налагает очень серьёзную ответственность за руководство таким вузом.

У Красноярского института искусств очень хорошая материально-техническая база: сегодняшний основной корпус института, концертные залы, даже спортивные возможности. Если брать регион Урала, Сибири и Дальнего Востока — это, пожалуй, лучшие условия.

— В нашей стране сейчас в основном нужны нефтяники, геологи и т. п. Как вузу, который занимается подготовкой работников культуры и искусства, выживать в этих условиях?

— Я ощущаю поддержку и понимание задач культуры и на уровне края, и на уровне Федерации. За месяц непосредственного руководства вузом и ранее, на стадии согласования моей кандидатуры, я чувствовала желание помочь и вместе работать. Конечно, есть и проблемы, и острые ситуации, но, я думаю, вместе с коллективом вуза всё, что стоит в перспективных задачах, вполне решаемо.

Мост через бездну

— Лето, как известно, пора абитуриентов. В былые времена едва ли не каждый юноша, каждая девушка мечтали стать актёром или актрисой, при этом большая часть молодых людей понимала, что это недосягаемая мечта… Какова нынешняя ситуация? Насколько востребованы среди абитуриентов специальности, которые даёт вуз? Что вы предлагаете нынешним абитуриентам? Кого ждёте?

— У нас в этом году на все наиболее востребованные специальности приём объявлен чуть позднее, чем во все остальные вузы, — в августе, и приём на 2016–2017 учебный год объявлен только на платной основе. В то же время значительно снижена плата за обучение как в очной (до 150 тысяч рублей в год), так и в заочной (47–63 тысячи) формах обучения. Я могу точно сказать, что на территории Сибири и Дальнего Востока это самая доступная плата за обучение среди вузов культуры и искусства.

Что же касается востребованности… Вообще в искусство, как правило, идут люди, которые ни о чём другом не могут думать. Это очень сложная сфера жизнедеятельности. Поступая, например, на актёрскую специальность, человек должен понимать, что эта профессия не всегда сулит лавры, что очень часто это трудный путь от одной неудачи к другой, прежде чем чего-то удастся достигнуть.

— Наверное, это даже не профессия, а образ жизни…

— …И это, безусловно, талант, который тебя ведёт. Когда человек определяется, что его судьбой становится музыка, театр, хореография, актёрство, он должен понимать, зачем он идёт. С одной стороны, существует представление, что это «высокие» специальности, что это не каждому дано, а с другой — люди этих профессий наиболее «проблемные» в социальном плане по чисто житейским параметрам. Люди, способные нести в мир красоту искусства в любых его формах, прокладывают удивительный мост через бездну бесконечной суеты и проблем. Это действительно совершенно уникальные люди. Кем бы они ни были — педагогом в этой сфере, актёром, музыкантом, — они несут доброе, вечное, то ради чего мы и живём! Поэтому моя задача как нового ректора вуза — создать условия, чтобы таких людей вокруг было как можно больше. Когда такие ребята приходят к нам учиться, мы стараемся сделать всё, чтобы их творческое самоосуществление было наиболее продуктивным и высоким.

— Со времён Сурикова, Ломоносова в нашей стране все талантливые люди, в том числе для получения высококлассного образования, ехали в столицу. Каково работать в такой ситуации? Получается, что к вам приходят те, кто не пробился в столичные вузы?

— Это совершенно нормальная ситуация. То, что абитуриент не смог пробиться в Московскую консерваторию и поэтому поступил к нам, ещё ни о чём не говорит. Можно иметь столичное образование и никак потом не реализоваться в жизни. А можно иметь провинциальное образование и стать Дмитрием Хворостовским. Да, московские и питерские вузы — это серьёзные конкуренты. Мы понимаем все их преимущества: преподаватели, иностранные связи, материальная база — всё это складывалось столетиями, а у нас — менее 40 лет. Но если музыкант или актёр по-настоящему талантлив, он сможет найти себя, имея и региональное образование.

Вузов в сфере искусств в стране вообще мало. Отставьте в сторону Москву и Санкт-Петербург и вы увидите — их считанные единицы: после Красноярска до Владивостока нет ни одного! Москва и Санкт-Петербург не в состоянии сохранять и развивать культуру и искусство на громадной территории России. Поэтому перед такими центрами, как наш институт и другие региональные вузы, стоят сверхзадачи!

И, конечно же, мы будем рады, если наши выпускники будут успешно работать в художественных коллективах края и Красноярска. Ведь сегодня границ почти не существует. Лауреатом международного конкурса сегодня можно стать, живя в Красноярске, в Москве и в любом другом городе!

Приоритетные направления

— Кстати, о границах и расстояниях… Сейчас часто звучит модный термин «академическая мобильность», а люди искусства — это, тем более, «граждане мира». Могут ли студенты и преподаватели института выезжать в творческие командировки по стране и за рубеж, участвовать в межвузовских обменах, может ли сам институт приглашать студентов и преподавателей других образовательных учреждений?

— Основные ограничения в этом вопросе — финансовые. Затраты на дорогу велики, и часто не только студенты, но и преподаватели не могут себе позволить такие поездки. У вуза есть опыт международных и межвузовских обменов. В последние годы эта работа мало велась, я намерена её развивать. Мы не должны замыкаться в своём регионе, творческий человек обязательно должен много общаться в период своего развития и становления. Творческое общение с коллегами — это возможность получить то, что не даст на лекции ни один педагог. Найти варианты международных образовательных поездок — сегодня не проблема, проблема найти на них средства. Источник здесь может быть только один — развитие внебюджетной деятельности вуза. Я думаю, к сентябрю мы сформируем её программу. Это одно из приоритетных направлений развития вуза.

— Коль скоро у вуза богатая материально-техническая база, как её эффективнее использовать в финансово-хозяйственной деятельности? Можно иметь замечательный концертный зал, но, если он будет стоять пустой, он ничего не даст кроме убытков.

— И большой, и малый концертные залы уже работают сегодня не только для вуза. Здесь проходит много культурно-творческих мероприятий, в том числе на коммерческой основе. В то же время возможности дополнительного образования, на мой взгляд, используются в институте недостаточно. Это могут быть переподготовка специалистов культуры, различные мастер-классы, творческие студии для людей разных возрастов, учебные занятия с конкретным педагогом и т. д. Сфера дополнительного образования сегодня полностью зависит от инициативы вуза, всё, что мы можем предложить городу и краю, это и есть наш ресурс. Помещения для этого есть, педагоги уникальные есть, желание и понимание необходимости развития этого направления тоже есть.

Вуз «открыл лицо»

— В спорте есть понятие высших достижений, а есть массовая физкультура. В культуре и искусстве тоже есть звёзды мировой величины, как Дмитрий Хворостовский, а есть люди, которые делают незаметную, но очень важную повседневную работу. В Красноярском крае существует проблема с тем, что в учреждениях культуры всё меньше людей с профильным образованием. Профессионалы старшего поколения, в силу возраста, уходят, а молодой смены не хватает. Губернатор Виктор Толоконский говорил о необходимости студенческим и преподавательским творческим коллективам «идти в народ», если хотите — «нести культуру в массы». Может ли вуз это делать? Надо ли это ему? И, самое главное, надо ли это народу и представителям власти на местах?

— А для чего живёт человек искусства? Он отдаёт зрителям и слушателям то творческое, что несёт в себе! Публика вдали от культурных центров часто более отзывчивая, чуткая, не пресыщенная, как в столицах… Конечно, мы будем выстраивать программы взаимодействия с городами и районами края. Московские эксперты, посмотрев наши студенческие спектакли и программы, заявили, что их обязательно нужно вывозить в города и районы края — это очень высокий уровень!

У вуза есть свой автобус на 17 человек, поэтому относительно камерных проектов мы уже сейчас думаем, что и куда вывезти. Естественно, хотелось бы иметь и более вместительный транспорт, ведь кроме собственно музыкального коллектива в гастрольную поездку отправляются инструменты и многое другое. С другой стороны, мы — в первую очередь образовательное учреждение, поэтому нужно чёткое согласование выездов с учебным процессом.

Такая работа обоюдно важна и для жителей населённых пунктов, удалённых от краевого центра, и для наших студентов, которые понимают, для чего они учатся, для кого их творчество. Я надеюсь, что эта работа будет удачной и вызовет в районах резонанс. У меня был опыт в музейной деятельности, когда мы организовывали успешный проект на одной территории, и тут же к нему проявляли интерес соседи: «А почему бы у нас что-то такое не провести?».

— Конкуренция между территориями? Кстати, негласное соперничество в разных сферах жизнедеятельности между некоторыми муниципалитетами в крае действительно существует…

— Даже если не местная власть, то сами жители начнут думать и сравнивать. Сейчас много говорят о воспитании гражданского общества, и люди действительно всё чаще задумываются, где хорошо, а где плохо и почему.

— Не так давно с площади перед институтом искусств наконец убрали многолетние заборы. Вуз «открыл лицо» городу. Оно будет меняться?

— Что касается парадного входа с широкими лестницами… Мы хотели бы сделать его молодёжной творческой площадкой с небольшими сценами, проекционным экраном, на котором горожане могли бы видеть идущие на наших сценах спектакли и концерты, крупные культурные мероприятия края и города, чтобы красноярцы видели творческую жизнь вуза и понимали, что институт искусств — это не просто каменные стены. С этим проектом мы намерены войти в Универсиаду-2019. К его разработке мы будем привлекать не только профессиональных архитекторов и дизайнеров, но и наших студентов, а может быть, в рамках межвузовского сотрудничества, и студентов СФУ, которые учатся на дизайнеров и архитекторов.

Поделиться с друзьями

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Опубликовано в    Автор:
Рубрики: Красноярская версия | Ключевые слова: | Написать комментарий

Ответить

Обязательные поля помечены *


Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.