Из самой сокровенной глубины…

На Алтае много внимания уделяется туризму. Не так давно были разработаны маршруты — «Малое Золотое кольцо Алтая» и «Большое Золотое кольцо Алтая». Оба они включают экскурсию по самому древнему городу — Бийску.

Когда листаешь старые страницы, Листочки пожелтевшие газет, Передо мной встают невольно лица — Источники истории тех лет. И сердце замирает от волненья, Когда касаешься руками старины. И светлое приходит настроение Из самой сокровенной глубины.
Елена Ачинцева

Этот город появился по именному указу Петра I в 1709 году. Недалеко от места образования Оби была построена крепость для защиты торговых путей — Бикатунский острог. Через год, после её разрушения джунгарами, она была восстановлена в 20 км выше по течению Бии и переименована в Бийскую. В XIX веке Бийск превратился в торгово-промышленный центр.

Казанский архиерейский собор

Почти сто лет, вплоть до 1917 года, город был центром Алтайской духовной миссии. Её организатором и первым алтайским миссионером стал Макарий (Глухарёв).

28 января 2008 года на территории Бийского архиерейского подворья был открыт Музей истории Алтайской духовной миссии. Он занимает три этажа, включает 19 залов экспозиций, 48 тысяч экспонатов, 1600 уникальных фотографий, 540 старинных книг, 4,5 тысячи икон. Вот уже более 7 лет трудами сотен верующих людей, которые откликнулись на призыв директора и хранителя старины Павла Коваленко, создаётся этот уникальный музей.

По мнению учёных-музеологов, он является самым крупным церковным музеем по числу экспонатов Зауралья и самым большим по экспозиционной площади. А туристов и паломников принимает столько же, сколько Церковно-археологический кабинет Троице-Сергиевой лавры. В год его посещает до 35 тысяч человек, проводится около 700 экскурсий.

Экскурс в прошлое

Алтайская духовная миссия была основана в 1830 г. выдающимся миссионером-проповедником Макарием (Глухарёвым). Менее чем за столетие трудами миссионеров из язычества в православие было обращено более половины коренного населения Горного Алтая и Горной Шории. Методы алтайских миссионеров широко использовались в других миссиях РПЦ — все основные виды миссионерского делания — проповедь, обучение, богослужение — совершали на родном языке алтайцев и шорцев. В 1910 году на Иркутском миссионерском съезде Алтайская духовная миссия была признана лучшей.

Управление Алтайской духовной миссией находилось в Бийске, где было создано архиерейское подворье. Здесь жил епископ Бийский Макарий Глухарёв (фамилия Невский у будущего святителя появилась в Тобольской семинарии. — Прим. автора). До революции комплекс насчитывал 31 церковное здание. В резиденции находились Бийское миссионерское катехизаторское училище, больница, церковно-приходская школа, иконописная мастерская и др. Возвышались главы трёх православных храмов, а всё подворье было обнесено 4-метровой каменной стеной.

В сентябре 2015 года подворью исполнится 135 лет.

Апостол Алтая Макарий Невский

1 октября 2009 года, в год 300-летия г. Бийска, на Архиерейской парадной площади был открыт памятник святителю Русской Православной Церкви — апостолу Алтая Макарию Невскому.

Макарий Невский

Своё служение в горах Алтая он начал совсем молодым в середине XIX века. 11 лет был миссионером Чемальского стана, где крестил более двух тысяч алтайцев. Люди заметили, что сила его молитвы творит чудеса, и называли Макария живым русским святым и даже посвящали ему книги.

Макария Невского перевели в Бийск, возвели в сан епископа. Семь лет он управлял Алтайской духовной миссией. В её ведении были земли от северо-восточного Казахстана до Хакасии, включая Республику Алтай. А это — 500 храмов, а также монастыри, приюты, богодельни, церковно-приходские школы, училища…

В 1888 году после пожара всего за один год и восемь месяцев весь комплекс зданий был отстроен заново, но уже в камне, на века. За семь лет Макарий и его сподвижники открыли на Алтае 200 храмов, 84 миссионерские школы.

Понятно, что его деятельность не могла остаться незамеченной. Живого русского святого перевели в столицу губернии г. Томск, а затем в 1912 году император Николай II своим высочайшим указом назначил Макария митрополитом Московским и Коломенским. Четыре с половиной года, вплоть до революции 1917 года, епископ Бийский был главой Русской Православной Церкви. Памятник Макарию Невскому — подарок Москвы к 300-летию Бийска.

С четырех сторон постамента — мемориальные доски, которые рассказывают о житие апостола Алтая, с восточной стороны прописана молитва-тропарь святителю, северная — рассказывает об истории создания памятника.

Взор Макария устремлён в сторону дорогих его сердцу благословенных, как он говорил, алтайских гор, на архиерейский дом, откуда он управлял огромной территорией Алтайской миссии, на Казанский архиерейский собор, в основание которого заложил первый кирпич, и, будучи митрополитом Московским, неоднократно служил там.

В последние годы советская власть, НКВД контролировали Макария. Свои последние дни он доживал в Николо-Угрешском монастыре г. Дзержинска. После его закрытия — в сторожке при Казанском храме, ныне г. Котельники, где и скончался в 1957 году. Его прах покоился в каменной гробнице под Успенским собором. Четыре года назад его нетленное тело было вторично освидетельствовано. В Казанском соборе Бийска есть икона с частицей его мощей, подаренная Казанским храмом г. Котельники.

Прожил Макарий 90 лет, его нетленные мощи покоятся в золочёной раке в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры — главном монастыре России.

В 2000 году основатель Алтайской миссии Макарий Невский был причислен к лику святых.

Советские метаморфозы

В советские годы на Архиерейском подворье, вплоть до 2002 года, располагалась воинская часть. Постепенно часть зданий из ведомства Министерства обороны стали передавать Русской Православной Церкви. Верующие вновь обрели Казанский архиерейский собор, который сегодня является одним из семи действующих храмов в Бийске. Его купола возвышаются на 27 метров, а помещение вмещает 800 прихожан. Был передан и архиерейский дом, который входит в десятку старейших зданий Бийска, ему 127 лет.

Дом епископа сейчас музей духовной миссии Алтая

Три года назад в ведение церкви вернулось здание духовного училища, где готовили проповедников для Алтайской и других миссий Сибири и России. Из стен училища вышло 462 миссионера. Сейчас здесь находится Бийская православная школа во имя Иоанна Кронштадтского. В 11-ти классах обучаются 135 учеников. Её воспитанники могут поступать как в светские, так и в церковные учебные заведения. Юноши могут стать священнослужителями, а девушки — руководителями церковных хоров.

Немалая часть земли и зданий по-прежнему ещё остаётся в ведении Министерства обороны. Например, архиерейская конюшня, где у военных находится санэпидстанция.

Павел Коваленко — энтузиаст, хранитель истории и собиратель старины, неустанно открывает всё новые и новые тайны. Не так давно в Петербурге в Российском государственном историческом архиве он нашёл уникальный документ — страховую ведомость на все здания архиерейского подворья с описанием архитектуры. Из неё он узнал, что с северной стороны здания в 1910 году была сделана одноэтажная пристройка для… архиерейской бани. Он даже нашёл фотографию, где над ней возвышалась 3-метровая труба, из которой шёл дым. Вот вам и ответ на вопрос настоятеля храма, отца Валерия Благочинного, сносить или не сносить эту неказистую пристройку рядом с нарядным зданием архиерейского дома.

— Когда-то справа и слева от входа в архиерейский дом находились трехарочные каменные ворота, в будущем по старым фотографиям мы хотим их восстановить, — делится своими планами Павел Коваленко. — Они будут напрямую приводить гостей к памятнику Макария Невского.

Раньше всё подворье утопало в зелени, здесь находились огромные императорские сады с верхними прудами в память об императоре Александре II. Уничтожены они были в середине XX века, на их месте были построены стоянки для военного транспорта. А вместо большого сада и рукотворного канала, где обитали зеркальные карпы и чёрные лебеди, появился 23-й микрорайон.

Из 31 строения к концу ХХ века уцелело лишь шесть. С их реставрации и началось восстановление старинного православного подворья. Прежде чем здесь появились первые экспонаты, было вывезено более 200 «Камазов» мусора. Конечно же, сделать удалось уже много: вместо сгнивших появились новые перекрытия, провели гидроизоляцию фундамента, поставили новую крышу, оштукатурили залы… Чтобы придать подворью прежний вид, нужно ещё очень много сил и средств. Музей не имеет финансирования и держится исключительно на общественных началах.

Но лёд, похоже, тронулся. В мае Бийская епархия была выделена из состава Барнаульской, епископом Бийским и Белокурихинским избран архимандрит Серапион (Дунай). Это событие произошло спустя 58 лет и даёт повод надеяться, что и восстановление архиерейского подворья не за горами… Слово — за Русской Православной Церковью, коей и принадлежат эти бесценные духовные богатства.

Здравствуйте, владыки…

С благоговением отворяем мы старинную дверь и попадаем в 42-метровый каменный коридор. В наличнике с разрушенного дома купца Осипова — помощника и попечителя Алтайской духовной миссии — деревянная резная вывеска музея. Рядом — деревянная карта, на которой со старой карты 1915 года воспроизведено хозяйство Алтайской духовной миссии. К революции 1917 года оно включало в себя 34 миссионерских стана в горах Алтая, в каждом был храм, школа и штатный священник, который занимался просвещением язычников. Всего было крещено более 40 тысяч инородцев.

Мы знакомимся с жизнью удивительного человека, кандидата богословских наук архимандрита Макария Глухарёва. Он знал 9 иностранных языков, сделал самый лучший перевод Библии с древнееврейского языка на русский, первым крестил 675 алтайцев. На картине Артёма Игнатенко (о нём читайте в следующей публикации. — Прим. автора) мы видим Макария, который освящает светом крестовым алтайцев и его учеников.

Кабинет Макария

А вот архиерейский кабинет. Прежде чем воссоздать его, пришлось изучить много разной литературы. В подвале Казанского собора был найден стул, специалисты-музеологи датировали его 80 годами XIX века. Кстати, в прошлом году этот стул и еще 150 экспонатов демонстрировались в Москве на выставке «Интурмаркет» и вызвали немалое удивление делегаций из 160 государств, а знаменитый актёр Леонид Куравлёв — почётный гость выставки — сфотографировался на этом стуле.

Есть в кабинете и шкаф, которому 140 лет, стол с высеребренной чернильницей, которой 160 лет, перо, заточенное по всем правилам XIX века, древние книги, старинные святые образа, швейцарские часы, венские стулья, архиерейские облачения, портрет помазанника Божьего, государя императора Александра III. Кстати, государь, при котором строилось здание Алтайской духовной миссии, пожертвовал 5,5 тысячи рублей для скорейшей его достройки.

Тайна древних экспонатов

Мы продвигаемся по древним залам, заходим в кабинет бийских архиереев, зал миссионерских собраний, трапезную, православный класс…

Павел Коваленко в православном классе

Экспонаты музея поверяют нам свои тайны, ведь к каждому из них можно прикоснуться… По-разному складывались их судьбы. Вот меднолитой православный «крест-мученик» ХIХ века. В 2008 году некий человек принёс семейную святыню во «Вторцветмет». Ему сказали, что такие вещи не принимают. Тогда он разрубил крест на четыре части и принёс опять: «Теперь примете?». Работник пункта оказался человеком верующим, завернул разрубленный крест в тряпицу и принёс в храм. Или вот каменное надгробие, которое служило печной заслонкой. Икона Пресвятой Богородицы, чудом уцелевшая во время пожара в старинном особняке на улице Крепостной… Старинный купеческий буфет, который обошёлся Павлу Коваленко в несколько месяцев упорного труда — пришлось провести по Бийску более 700 экскурсий; класс воскресной школы, в нём парты с откидными крышками — именно они были взяты за образец первой парты советского времени.

Трапезная

…По каменным ступеням спускаемся вниз, открываем металлическую дверь с засовом. Перед нами — главное казначейство Алтайской миссии. Под толщей мусора здесь был обнаружен старинный сейф. На стенах — коллекция бумажных денежных знаков необъятных размеров, даже копейки в 1915–1917 годах печатали на бумаге.

Казначейство АДМ

 

Всем миром

Музей действительно создаётся всем миром. Когда реконструировали экспозицию парадной трапезной, было очень мало экспонатов. Зато удалось найти фотографию этой трапезной 100-летней давности. По ней и воссоздали историческую сервировку стола. А ребятишки воскресной школы даже кулич из долговечных материалов «состряпали».

А вот и святая святых — монашеская келья с иконой, тлеющей лампадой и открытым псалтырем. Рядом — личные вещи отца Петра Селивёрстова, который жил здесь до революции, он служил не только в храме, но ещё был лучшим резчиком по дереву в Бийском уезде. За 20 минут он мог из монолитного куска дерева сделать розу. До сих пор иконостасы храмов Алтая и Бийска хранят тепло его рук.

Православная ярмарка

А тут почему народ собрался? Оказывается, на православную ярмарку! А вот и архиерей с духовенством крестным ходом идут от восточных ворот в центр площади, к 17-метровой часовне Николая Чудотворца. Святые отцы служат молебен о лучшей торговле, освящают и благословляют ярмарочные ряды с товаром — до революции православие и торговля тесно взаимодействовали.

Все три ярмарки были приурочены к православным праздникам и назывались: Екатерининская, Крестовоздвиженская и Петропавловская. Длилась она две недели и собирала до 2000 человек. На ярмарочной площади перед часовней стоят сани, рядом телега, а по бокам лавки с товаром — гончарная, пимокатная, бондарная, слесарная, столярная, кузнечная…

Они несли веру….

«За каждым именем — судьба» — так называется зал, где представлены личные вещи пяти священноцерковнослужителей Бийска XX века. Монахиня Варвара Молостова прожила 90 лет, сотни людей обогрела она своим душевным теплом и привела к вере.

Архиерейское облачение

37 лет в Успенском соборе служил игумий Пахомий Молгачёв. Пять лет назад он почил, и в февральский лютый сорокаградусный мороз проводить его в последний путь пришли полторы тысячи духовных чад. Сегодня к его могиле настоящее паломничество, ведь ещё при жизни его называли прозорливцем, святым. В музее хранится более 700 его личных вещей, в том числе одно из его облачений и дореволюционный серебряный наперстный крест, который он любил носить.

Уникальной личностью был отец Фёдор Маскалюк. Здесь находится его первая ряса, которую он завещал положить в гроб, но она осталась на земле и стала вещественной памятью об этом замечательном человеке.

Схимонахиня Вахила Быченкова была комсомолкой, коммунисткой, атеисткой, молодой девушкой работала бортмехаником самолета в Евпатории, электрогазосварщиком на бийском предприятии, но при определенных обстоятельствах пришла к вере, приняла монашество. Сегодня её нет, но интересна судьба этой женщины, которая пришла к вере…

Благодетели

Самым главным собором до революции был Троицкий, его основали в 1934 году. В канун 300-летия Бийска музей духовной миссии получил разрешение на проведение предварительных раскопок на месте кафедрального собора. Цель — найти фундамент алтаря и водрузить на его месте поклонный крест. «Мне помогали 60 моих студентов-историков из педакадемии им. Шукшина г. Бийска. За два месяца с основных частей храма было собрано 190 предметов. На глубине более двух метров нашли фундамент алтаря. Обнаружили также восемь из девяти могил почётных граждан, строителей собора, в том числе Морозовых. Супруги Морозовы были почётными гражданами города, купцами 1-й гильдии и крупнейшими благотворителями. Мы 60 лет топтались по останкам строителя собора А. Ф. Морозова и его супруги Елены Григорьевны. А ведь эти люди построили для Алтая и Бийска 14 храмов, 40 церковных зданий, 22 школы и гимназии. Не имея своих детей, купчиха Морозова после смерти мужа содержала 3000 малоимущих детей Бийска и Бийского уезда: покупала им школьную форму, учебники, оплачивала обучение в тех школах, которые сама строила. У нас многие дети начальных классов Бийска знают, кто такая Морозова. Это о чём говорит? О том, что добрые дела не забываются и передаются из поколения в поколение, от деда к внуку», — рассказывает Павел Коваленко.

Портреты Морозовых, а также других купцов, помогавших алтайской миссии, представлены в купеческой гостиной, обставленной старой мебелью.

Библиотека действует и поныне

Музей алтайской духовной миссии насчитывает самую большую коллекцию старинных церковных книг (в краевой библиотеке чуть более 100 книг. — Прим. автора). Она насчитывает 11 тысяч православных книг, четыре тысячи экземпляров православной периодики. Для зала русской старопечатной рукописной православной книги XVII-XX веков за последние семь лет верующими было собрано более 700 старинных церковных книг. Самым древним экспонатом является старопечатная книга «Октоих», изданная в Москве в 1618 году. Значительный интерес представляют первопечатные книги Руси: «Апостол» 1633-го и «Псалтирь» 1634 годов издания, а также напристольное Евангелие, 1909 г., весом более девяти кг. В целом, в музее девять книг XVII века, пятьдесят три — XVIII, остальные — XIX-XX веков.

Восстановленный храм в архиерейском доме

Библиотека эта действующая. В ней записано 728 читателей, работает она 5 дней в неделю. Частыми гостями являются многочисленные гости города. В течение двух недель изучать древние книги приехали студенты и аспиранты Новосибирского госуниверситета и государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Академии наук РФ.

Книга в кабинете архиереев

Главный купол

По винтовой лестнице мы поднимаемся под главный купол здания и оказываемся в стенах самого древнего храма, который был освящён 127 лет тому назад Макарием Невским в честь чудотворца Димитрия, митрополита Ростовского. Его икона с частицей мощей в ковчеге находится в центре храма. Наш замечательный рассказчик на минуту задерживается перед входом, осеняет себя крестным знамением и только после этого переступает порог.

Согласно старым документам, этот храм был великолепен. Стены украшала церковная живопись, купол и потолок — гипсовая лепнина. Здесь когда-то горели свечи, тлели лампады и коленопреклоненно молились правящий владыка и монахи архиерейского дома. О чём они могли молиться тогда? Скорее всего, о прощении грехов человеческих, о даровании мира во всём мире.

Всё изменилось в декабре 1919 года, когда подворье было национализировано. Вначале здесь разместили уездную полицию, затем опытно-показательную школу имени III Коминтерна. Кстати, учителем биологии и астрономии в ней работал Виталий Бианки. И поныне Бийская общеобразовательная школа № 4 — потомок школы Коминтерна — носит его имя.

Помещение главного купола было полностью перестроено, все 26 стрельчатых окон выбиты, вместо них вставили прямоугольные. Здесь было организовано три офицерских кабинета, которые разделялись перегородками.

Верующим людям пришлось очень много потрудиться, чтобы воссоздать образ этого помещения. Работы, которые были проведены в 2013 году, позволили митрополиту Сергею Барнаульскому и Алтайскому вторично освятить этот храм. Сегодня иногда здесь проходят службы.

Легенды подземелья

Вот уже целый век об этом уникальном архиерейском подворье слагают легенды. Говорят о том, что все каменные здания когда-то соединялись подземными переходами. Существовали даже кельи для уединённой отшельнической молитвы монахов. Думаю, это так и было, ведь монахи Киево-Печерской лавры, уйдя от соблазнов грешного мира, также молились под землёй.

До 2002 года считали, что это выдумки, но когда стали убирать со стен советскую штукатурку, на месте современной двери был обнаружен дверной проём. Когда кирпичи разобрали, увидели потайную лестницу, по которой архиерей из своей спальни мог пройти в часовню. Мы, держась за перила, которые, наверняка, сохранили тепло рук святителя Макария, спускаемся вниз…

…Вот так мы прикоснулись к истории и, поблагодарив святых отцов и всех их духовных чад, просветлёнными и одухотворёнными решили выполнить свою миссию, рассказав о том, как крепнет вера на земле российской…

Наша справка

Бийск — старинный город Алтайского края, самый крупный по численности населения наукоград Российской Федерации. Стоит он у берегов Бии, у истока Оби 306 лет. Это второй по значимости город Алтайского края, где проживает 213 тысяч жителей.

В Бийске сохранилось большое количество объектов культурно-исторического наследия — 272 здания являются памятниками архитектуры, культуры и истории регионального и федерального значения. Один из них — Архиерейское подворье, где находилась резиденция бывшего начальника Алтайской духовной миссии. Инициаторами организации музея по благословению Преосвященнейшего Максима, епископа Барнаульского и Алтайского, выступили Бийское благочиние Барнаульской епархии Русской Православной Церкви и Бийское отделение Демидовского фонда.

До недавнего времени в Бийске епископов было 12. Трое из них — канонизированы и причислены к лику святых: Макарий Невский, а также священномученики Никита и Герман, которых расстреляли в годы сталинских репрессий.

Поделиться с друзьями

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Опубликовано в    Автор:
Рубрики: Красноярская версия | Ключевые слова: | Написать комментарий

Ответить

Обязательные поля помечены *


Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.