Тайна Янтарной комнаты

Её подлинник и копия никогда не покидали Россию — это хитроумный ход Иосифа Сталина, в характере которого были подобные мистификации…

«Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу». Евангелие, Мк. 4, 22

Янтарная комната

История Янтарной комнаты полна легенд и вопросов без ответов. Главные загадки: зачем несколько поколений императоров создавали в течение 70 лет комнату из янтаря, материала, столь не подходящего для монументального строительства. Из него ничего крупнее шахматной доски или оправы для зеркала не делали, а тут комната площадью 96 квадратных метров! Второй вопрос, интересующий многих, — где же находится подлинная Янтарная комната? Очень хороший вопрос, «почему именно — подлинная»? Свою версию на эти вопросы предлагает академик Российской народной академии, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств Михаил Сластухин.

Символ российско-германских отношений

Как мне видится, большинство соотечественников и иностранцев, и в первую очередь жителей Германии, интересовавшихся в той или иной мере судьбой Янтарной комнаты, как и сам автор, не удосуживались более внимательно вникнуть в созданную молвой искусственную парадигму, заключающуюся в том, что существует или существовал исключительно один объект, называемый Янтарной комнатой.

Янтарная комната на протяжении почти трех столетий является своеобразным символом российско-германских отношений. Она первоначально создавалась в Пруссии, потом была подарена России, затем похищена нацистами в Великую Отечественную войну, возрождена российскими мастерами. Мало того, и до сих пор отношения между Россией и Германией, связанные с репарацией культурных ценностей, строятся на той версии, что в 1941 году из Екатерининского дворца г. Пушкина, бывшее Царское Село, немецкими оккупационными войсками был вывезен подлинник шедевра янтарного искусства. Заместитель руководителя иностранной редакции «Шпигеля» Кристиан Нееф ответил на вопросы «Комсомолки» о том, есть ли шансы найти сокровище: «Янтарная комната всё ещё оказывает почти магическое воздействие на многих немцев. Почему? Сложно понять, ведь этот миф родился уже после окончания войны. Вероятно, дело в том, что это произведение искусства может служить символом истории непростых взаимоотношений наших стран. Сначала прусский король подарил Янтарный кабинет Петру Великому, потом гитлеровская армия, напав на Советский Союз, снова грабительски завладела комнатой и перевезла в Кенигсберг. Наконец, в январе 1945 года комната бесследно исчезла — и до сих пор это окрыляет людскую фантазию. Но эти мечты никак не связаны с материальной стоимостью этого шедевра. Если бы сегодня комната была найдена, мы бы, скорее всего, были разочарованы — она наверняка истлела и особой ценности не представляет. Но за все эти годы мы опубликовали в «Шпигеле» столько статей о Янтарной комнате, что факт обнаружения этого «чуда света», разумеется, станет достойным завершением этой эпопеи и, в любом случае, составит центр большой титульной статьи».

В поисках предмета созданного мифа

Моя задача как автора этой статьи поскромнее: я не берусь делать заключение, зачем создавалась Янтарная комната, — я попытаюсь доказать, что ищем не там предмет созданного мифа.

Но чтобы облегчить читателю восприятие целесообразности поисков Янтарной комнаты, особенно тем, кто впервые слышит об этой проблеме, попытаюсь фрагментарно напомнить историю её создания и появления в России.

Курфюрсты Бранденбургские, владевшие Пруссией — европейским центром янтарного промысла, — с 1618 года, использовали «золото» Балтийского моря, как издавна именовали янтарь, в качестве материала для драгоценных дипломатических подарков другим князьям. Это дало толчок к стремительному развитию искусства обработки янтаря, одной из вершин которого и стала Янтарная комната. Период ее создания совпадает с общим расцветом немецкого и, в частности, прусского искусства на рубеже XVII и XVIII веков.

Курфюрст Фридрих III (1657–1713), в 1701 году коронованный как король Пруссии Фридрих I, сразу после вступления на престол взялся за перестройку своей столицы, и прежде всего королевской резиденции — комплекса зданий XVI — XVII столетий. Его супруга, королева София-Шарлотта, еще до этого вынашивала планы относительно принадлежавшего ей небольшого летнего дворца Литценбурга, построенного в 1695–1699 годах И.-А. Нерингом и М. Грюнбергом. По замыслу хозяйки, он должен был превратиться в изысканное здание с парковым фасадом по версальскому образцу. В декабре 1701 года проект, представленный архитектором И.-Ф. Эозандером королевской чете, был утвержден, и сегодня известно, что именно Эозандер является автором проекта оформления Янтарного кабинета, долгое время считавшегося созданием Шлютера.

В 1709 году, когда София-Шарлотта скончалась, Янтарная комната еще не была завершена, однако Фридрих I остановил работы и принял решение украсить янтарными панелями галерею в другом дворце — Ораниенбурге.

Ещё при жизни Фридриха I готовые панели для Янтарной галереи осмотрел во время одного из своих визитов в Берлин (в 1712-м или 1713 году) Петр I. Российский император не скрывал своего восхищения и желания иметь подобное уникальное творение у себя на родине. При встрече Петра I с Фридрихом-Вильгельмом I в ноябре 1716 года, в связи с заключением союза между Россией и Пруссией, прусский король преподнес российскому императору подарки, среди которых был и Янтарный кабинет. Петр I писал тогда императрице Екатерине: «К (ороль) подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали». Через два года русский император послал Фридриху-Вильгельму ответный подарок — 55 гренадеров исполинского роста и собственноручно исполненный кубок из слоновой кости.

В Петербург Янтарный кабинет везли в ящиках на восемнадцати телегах через Кенигсберг, Мемель и Ригу. В новой российской столице ценный груз принял губернатор Александр Данилович Меншиков. История не сохранила документов о том, как и почему в ящиках, распакованных Меншиковым, согласно приложенной к грузу инструкции, не хватало многих деталей, но факт остается фактом — при жизни Петра Янтарный кабинет так и не был установлен. Янтарные панно довольно долго лежали невостребованными в людских покоях Летнего дворца Петра, пока о них не вспомнила взошедшая на российский престол его дочь Елизавета. Она решила использовать Янтарный кабинет для убранства одного из покоев Зимнего дворца — своей официальной резиденции. Устройством его занялся обер-архитектор Варфоломей Растрелли, который восполнил нехватку янтарных деталей зеркальными пилястрами и росписями панно «под янтарь» и разместил Янтарную комнату в Екатерининском дворце Царского Села.

Комната была расположена на площади 100 кв. метров, а 40 кв. метров янтаря разместились среди зеркал. Интерьер украшала мраморная флорентийская мозаика.

Неожиданно в 1745 году часть недостающих деталей декора нашлась — прусский король подарил Елизавете Петровне четвертую раму Янтарного кабинета, сделанную по проекту архитектора Рейха. Собранная таким образом комната с 1746 года стала служить местом для официальных приемов. Но через девять лет императрица приказала перенести Янтарную комнату в Большой дворец Царского Села, что и было исполнено.

Свой окончательный вид Янтарная комната приобрела лишь к 1770 году, когда, согласно воле Екатерины II, в отделку комнаты были внесены некоторые изменения. Учитывая хрупкость материала, для комнаты был выделен специальный смотритель, который постоянно выполнял небольшие реставрационные работы. В 1758 году на эту должность был приглашен из Пруссии Ф. Роггенбук, возглавивший работы по созданию новых янтарных изделий в мастерской Царского Села. Реставрация кабинета в последующем проводилась пять раз. Всерьез взяться за комнату намеревались в 1941 году.

Этим великолепием можно полюбоваться и сегодня, посетив музей Царское Село, расположенный в Екатерининском дворце в г. Пушкине Ленинградской области. Правда, мы увидим не сам подлинный шедевр, а его копию, воссозданную в конце двадцатого века к 300-летию Санкт-Петербурга по фотографиям и описаниям, не совсем точную копию по форме и цветовой гамме.

Растиражированные заблуждения

А теперь я подойду к констатации заблуждений, растиражированных в периодических изданиях и солидных монографиях. Вот как традиционно описывается это действо:

«На лето 1941 года была намечена масштабная реставрация Янтарной комнаты, но начавшаяся война нарушила все планы. В первые дни Великой Отечественной войны, когда в Екатерининском дворце началась эвакуация музейных ценностей, из-за хрупкости панелей Янтарной комнаты было решено не вывозить их в глубь страны, а произвести консервацию на месте. Заклеенные тонким слоем папиросной бумаги и марлевой тканью панно заложили ватиновыми чехлами и закрыли деревянными щитами.

Когда в город Пушкин ворвались немецкие части, включавшие специалистов команды «Кунсткомиссион», которая занималась вывозом художественных ценностей, янтарные панно были сняты и отправлены в Кенигсберг. В дарственной книге Кенигсбергского музея под № 200 сохранилась запись о том, что Янтарная комната подарена музею Германским государственным управлением дворцов и садов. Похищенные янтарные панно и резные позолоченные двери были выставлены в одном из залов Кенигсбергского замка, где находился музей янтаря. Его директор А. Роде в 1944 году писал, что Янтарная комната, вернувшись на свою родину, является лучшим украшением Кенигсберга. Это было последнее место, где демонстрировалась уникальная отделка. В 1944 году, при отступлении немцев, панели снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы Янтарной комнаты теряются. Её поиски пока не дали результатов».

Сознаюсь, что до недавнего времени я был сам искренне убеждён в этой версии, на основе которой год назад решил найти маршрут перемещения Янтарной комнаты из Екатерининского дворца г. Пушкина в Кёнигсберг и далее до возможного сегодняшнего местонахождения. Конечно, все поиски я проводил по современным картам, но это меня не особенно смущало, т. к. основные объекты сохранились и до сих пор, такие, как дворцы в Пушкине, железные и шоссейные дороги, сеть которых совпадает по конфигурации военного периода. Несколько сложнее с Кёнигсбергом: он был сильно разрушен и перестроен, но графика улиц сохранилась и, хотя многие исторические объекты, как Королевский замок, были снесены до основания, его прошлое местонахождение было найти не так уж сложно.

Построение маршрута

Начало движения Янтарной комнаты в 1941 году было известно точно и, используя на карте стартовые координаты Екатерининского дворца, я приступил к построению маршрута. Сразу оговорюсь, что найденный мною путь отличался от предлагаемых в некоторых исторических источниках, которые утверждали, что Янтарная комната была вывезена на железнодорожную станцию Северная и продолжала путь исключительно по железной дороге. Я что-то не нашёл сегодня такой станции, может быть, она переименована, или это неточности в изложении? Я уверен, что Янтарная комната вывозилась автомобилями через Гатчину по шоссейным дорогам до Кингисеппа, где и была перегружена в железнодорожные вагоны и через Таллинн и Ригу доставлена в Кёнигсберг.

Вначале Янтарная комната, по моей версии, некоторое время — до 1943 года — хранилась в крепости Литовский вал, о чём нет никаких упоминаний в других источниках, и только потом была показана публике в Королевском замке. Здесь я должен кое-что вставить из материалов собственных поисков. По моим же данным, Янтарная комната хранилась до 1944 года в здании, на месте которого сегодня находится дом № 14 по Ленинскому проспекту. В общем-то, больших расхождений с существующими источниками я не вижу, поскольку вышеупомянутый дом № 14 находится в 600 метрах от места, где раньше располагался Королевский дворец, причём находившегося на линии маршрута перемещения Янтарной комнаты из Литовского вала.

Сделаем ещё отступление, используя распространённую историографию.

30 января 1945 года советские войска окружили Кенигсберг. В город они вошли в апреле. Тогда-то и выяснилось, что Янтарная комната бесследно исчезла. Ее искали в России, в Белоруссии, в Польше, в Австрии, в Чехословакии, в ФРГ, но безуспешно. Исследователи в первую очередь старались выяснить, каким образом нацистам удалось вывезти Янтарную комнату, где они могли укрыть её от наступающих союзников? Относительно местонахождения комнаты возникли десятки версий, предположений, зачастую противоречащих друг другу. О «тайне Янтарной комнаты» опубликовано множество статей, написаны книги. Сразу после войны высказывалась гипотеза, что Янтарная комната сгорела при штурме Кенигсберга. Позже на месте развалин были построены жилые кварталы Калининграда, и от комнаты не осталось никаких следов.

Безуспешные поиски «золота третьего Рейха»

Официально Янтарная комната оценена более чем в 50 миллионов долларов. Но на самом деле шедевр искусства мирового класса бесценен. Гитлеровцы это отлично понимали, и между главарями нацистской Германии разгорелась война за право обладать исторической реликвией. Гауляйтер Польши Эрих Кох не выпускал реликвию из Кенигсберга, поскольку сам мечтал прибрать ее к рукам. Рейхсмаршал Герман Геринг также хотел заполучить Янтарную комнату в свою «коллекцию», а Альфред Розенберг считал её козырем при переговорах с западными державами.

У Гитлера насчет Янтарной комнаты были свои соображения. Недалеко от Линца, в крепости Байен, лично для фюрера создавался величайший музей из награбленных произведений искусства. Этим занимался особый штаб, возглавляемый Карлом Хиберштоком и директором Дрезденской галереи Поссе, причём последний гонялся за экспонатами по всей Европе, а первый их отбирал. Не обошли они своим вниманием и Янтарную комнату.

В результате событий 1945 года из всех названных выше в живых остался только Кох. В 1952 году англичане выследили и арестовали бывшего гауляйтера и передали его полякам. А в 1958 году те приговорили его к пожизненному заключению в тюрьме города Барчев. Первое время Кох отрицал, что знает, где спрятана Янтарная комната, но потом стал давать противоречивые сведения: то она осталась в Кенигсберге, то в одном из имений Восточной Пруссии. А перед самой смертью Кох объявил, что Янтарная комната вывезена через Пиллау (теперь Балтийск) в Центральную Германию. Её отправили вместе с саркофагами с останками генерал-фельдмаршала П. Гинденбурга, президента Германии с 1925-го по 1934 год, и его жены.

Впрочем, версий о судьбе и местонахождении Янтарной комнаты было и существует бесчисленное количество. Наиболее заслуживающая внимание — это причастность к её вывозу оберштурмбанфюрера СС Отто Скорцени, который имел слабость к приключениям в Альпах и связанную с ними конспирологию. Долго ходили упорные слухи, что Янтарная комната похоронена на дне озера Топлиц, что в Австрийских Альпах, в 60 километрах от Зальцбурга. Там же до сих пор и пока безуспешно идут поиски исчезнувшего «золота третьего Рейха».

Мой маршрут

Для меня все версии были равнозначны, и интересовала только та объективность, которая высвечивалась в процедуре поисков. А искал я маршрут движения Янтарной комнаты, чтобы подойти к её местонахождению. Вот что получилось в итоге.

Этот маршрут построен по картам подробного разрешения, где высвечивались мелкие населённые пункты и наземные пути сообщений. Они же — эти подробные карты — у автора есть сегодня в наличии.

Что же следует из карты такого масштаба? То, что Янтарная комната вывозилась из Кёнигсберга сухопутным путём по очень сложному маршруту. В сам Берлин Янтарная комната так и не была завезена, а проследовала через Потсдам до границ Швейцарии, затем её путь развернулся на восток до Зальцбурга. Но до озера Топлиц маршрут не доходит, так что для меня исключается и эта версия. Затем маршрут направляется на юг, а потом по сложному маршруту через итальянский Турин до французской станции Фонтан, что недалеко от княжества Монако. Весь маршрут проходил по территории на тот момент оккупированной Германией и даже не углублялся в нейтральную Швейцарию, хотя иногда шёл очень близко от её границ и этому есть много существенных причин: тайна перемещения была бы легко раскрыта таможенниками и пограничной службой Швейцарии.

И вот несколько слов о значимости самой станции Фонтан. В последние годы войны эта железнодорожная станция в приморских Альпах, зажатая в ущелье, была своеобразным ХАБ-ом, через который транзитом проходили многие ценности и секреты Рейха — лучшего места для такого коллектора нельзя и придумать. Через эту станцию прошёл и золотой запас Германии — пресловутый «эшелон Функа» (исчезнувший поезд № 277) и награбленные ценности в других оккупированных странах и золотовалютные активы стран-сателлитов. Всё это драгоценное имущество впоследствии распределялось по схронам, рассредоточенным в горах французских и итальянских Альп.

Но вернёмся к нашему предмету поисков — Янтарной комнате. Куда ведут следы её перемещения со станции Фонтан? Привожу карту с найденным мною маршрутом:

Схроны Отто Скорцени

Вот тут отмечается самое интересное: со станции Фонтан Янтарная комната начала движение на север до итальянского посёлка Салуццо. Причём караван с этим грузом двигался уже не по железной или наезженной грунтовой дороге, идущей параллельно, а путь пролегал по немыслимо сложным горным тропам — по ущельям и перевалам Альп, где и вьючным-то лошадям или мулам сложно пройти. Опять вынужден уточнить, что предполагаемый маршрут перемещения комнаты строился по картам высокого, до максимального, разрешения. В Салуццо весь груз был поделён на три части и рассредоточен: первая часть Янтарной комнаты была спрятана в самом Салуццо, груз со второй частью направился на северо-восток до маленького села Кавалерлеоне, где был надёжно спрятан в подвалах существующих строений; третья часть, с соблюдением максимальной скрытности, по узким, трудно проходимым горным дорогам и тропам, хотя недалеко была приличная дорога, была доставлена в крошечный французский посёлок Ле-Бур-д’Уазан, недалеко от Гренобля, будущей столицы зимних Олимпийских игр, и спрятана в подвалах существующих сегодня строений. Точные координаты и изображения всех трёх закладок у автора есть и при необходимости интересующимся могут быть предоставлены.

Нет сомнения, за всей этой сложной и разветвлённой схемой объектов схоронения просматривается Отто Скорцени, если не первое, то одно из первых лиц, причастных к этим мероприятиям. Он и сам после войны довольно откровенно намекал на свою ведущую роль в сокрытии сокровищ Третьего Рейха.

С одной стороны, вначале я был удовлетворён результатом, хотя понимал, что фрагменты Янтарной комнаты в этих закладках уже не представляют какой-либо существенной материальной ценности, как результат ненадлежащего хранения янтаря, очень требовательного к качеству и стабильности окружающей среды. И результат, если и найдут комнату, будет ниже ожидаемого из-за утраты художественных и стоимостных качеств, а поисковикам как приз — только артефакт не так далёких исторических событий. А в наш меркантильный век кому на ум придёт делать затраты на поиски исторического «хлама», результаты которых были бы только интересны узкому кругу учёных-историков.

Комнат было четыре

Ещё Козьма Прутков говорил: «Зри в корень». Вот и я стал заложником собственного некритичного отношения к фактам и неглубокого изучения вопроса. Последующие поиски исторических материалов, благо, Интернет это существенно облегчает, привели меня к неожиданному (для меня) выводу, что существует четыре Янтарные комнаты, следы трёх из которых следует найти. И вопрос: а что же я нашёл в Альпах?

Далее в развитие поставленной задачи привожу дословный пересказ почти фантастической, но подкреплённой настоящими именами и событиями версии. Её автор — Федор Морозов, краевед из Царского Села (Пушкин):

«Сразу после подписания в 1939 году «Пакта о ненападении» 1939 года А. Н. Толстой предложил Сталину для укрепления намечавшейся дружбы с Германией преподнести ей в подарок Янтарную комнату, ссылаясь на то, что она находится в плачевном состоянии. Но Сталин не решился расстаться с оригиналом, а вместо этого замечательному реставратору и резчику по камню А. О. Барановскому было предложено сделать копию Янтарной комнаты. По словам свидетелей, одновременно создавались две Янтарные комнаты: копия, которую делал сам Барановский, и макет комнаты в масштабе 1:1, над которым трудились ученики. Второго июня 1941 года подлинная Янтарная комната была разобрана, а её место заняла копия. Работа А. О. Барановского была самым тщательным образом сфотографирована и опять перемещена, видимо, в специально приготовленный для неё тайник в сухом и теплом подвале дворца (Екатерининский дворец построен на фундаменте, вырубленном в гранитном монолите). Панели подлинника легли на столы мастерской Барановского, а в помещении, предназначенном для Янтарной комнаты, были смонтированы ученические панели, выполненные в виде «модели» в полном объёме, в масштабе один к одному. Таким образом, 2 июня 1941 года в Пушкине находилось три Янтарные комнаты! Однако, по свидетельству Толстого, копия оказалась неточной по цветовым соотношениям. Пилястры и фриз-копии были вырезаны из янтаря, в то время как в подлинной комнате пилястры были зеркальные, а фриз декорирован под янтарь. И вообще, это была новая Янтарная комната — Комната Барановского. 2 июня 1941 года — за 20 дней до начала войны! — подлинник Янтарной комнаты разобрали, а на его месте установили копию Барановского. Затем её детально сфотографировали, размонтировали, уложили в ящики и перенесли для хранения в подвалы Екатерининского дворца. Панели подлинника перенесли в мастерскую Барановского и тщательно упаковали. А вот макет, созданный учениками, собрали в том зале, где два века находилась сама Янтарная комната. Однако вручить презент немцам не успели — хрупкая «дружба» завершилась ранним утром 22 июня 1941 года. Итак, в Царском Селе оказались три комнаты: разобранная и подготовленная к отправке подлинная Янтарная комната, спрятанная в подвалах Екатерининского дворца, копия и установленный на месте подлинника макет, выполненный учениками. Но проект Сталина не был остановлен. В присутствии Алексея Толстого и Анны Ивановны Зеленовой (директора Павловского дворца-музея) подлинник был тщательно упакован, а в акте поставлены подписи Толстого и Зеленовой. 6 июля 1941 года подлинник Янтарной комнаты был вывезен под охраной НКВД в Москву. Сопровождали Янтарную комнату двое учеников Барановского. О дальнейшей судьбе других учеников ничего не известно.

Есть также одно из заслуживающих внимание утверждений, что Янтарная комната Барановского (копия) замурована не в подвалах Екатерининского дворца, а в подземных коммуникациях Александровского дворца, что в 300 метрах от Екатерининского.

Однажды уже упоминавшегося мною Фёдора Морозова нашёл ученик Барановского — Андрей Николаевич Воробьёв, один из тех, что в 1941 году сопровождали подлинник Янтарной комнаты в Москву. Он-то и рассказал о том, что происходило дальше. Оказывается, в столице подлинник Янтарной комнаты был помещен в Третьяковскую галерею, фонды и персонал которой уже к октябрю 1941 года были отправлены за Урал. Подлинник Янтарной комнаты был собран в одном из залов, его тщательно измерили и сфотографировали. Там Янтарную комнату осмотрел Иосиф Виссарионович…

Подлинная комната Россию не покидала…

Таким образом, мы пришли к утешительному для россиян заключению, что подлинная Янтарная комната и её копия, кажется, не покидали Россию. Хотя есть версия, что Сталин распорядился отправить подлинник Арманду Хаммеру за услуги по содействию поставкам в СССР в начале войны истребителей «Спитфайр», ещё до начала действия лендлиза. Но эта версия, скорее, из области дежурных выдумок пропаганды и, как следствие, опалы в СССР этого предпринимателя в 60-е, 70 годы.

Я же смею высказать мнение, что манипуляции с макетом — это хитроумный ход «дядюшки Джо», в характере которого были такие мистификации. Но тогда возникает чудовищная гипотеза, что Сталин был уверен и знал точное время нападения Германии в 1941 году и просчитал далеко вперёд продвижение немецких войск, которое у него нечем было остановить. А для народа — обнадёживающий лозунг: «воевать малой кровью и на чужой территории».

Теперь вопрос: какую из трёх Янтарных комнат захватили немцы в 1941 году? И логически следует заключение, что это был всего-то ничего не значащий макет Янтарной комнаты. Тогда ещё один вопрос: неужели немцы не знали, что в их руках всего лишь макет, не имеющий ни художественной, ни исторической ценности? Знали и поняли сразу, но как о таком «проколе» сообщить руководителям Рейха — можно и без головы остаться. Вот и пошёл по миру гулять зомбирующий миф о таинственном исчезновении шедевра прусского янтарного искусства. А Сталину, видимо, было не до Янтарной комнаты, или он сознательно подогревал энтузиазм исследователей, или здесь присутствует политическая игра. Один из причастных к этой истории, Анатолий Кучумов, ничего не сказал об этой невероятной версии, и когда его спросили об этом, обречённо сказал: «Даже если она жива, то искать её не имеет смысла!».

Ну, положим, смысл искать есть всегда, и за это ведь не сильно наказывают. Вот только что можно найти? А, видимо, я нашёл в Альпийских горах макет Янтарной комнаты, изготовленный учениками Барановского. Правда, ещё не владея исчерпывающей информацией, я принял три части в разных местах за все три комнаты — оригинал, копия и макет, уж больно хорошо укладывалось в версию о трёх экземплярах. И посчитал, что все они были упакованы по-разному, поэтому-то немцам не пришлось сильно напрягаться, распределяя экземпляры по схронам. Но всё, как я понял впоследствии, оказалось не так.

Оригинал — в Усолье Сибирском

А есть ещё и четвёртая Янтарная комната. С 1979 г. по 2003 г. велись старательные и кропотливые работы по восстановлению Янтарной комнаты. Для производства утраченных панно была создана специальная мастерская, где десятки мастеров трудились над реконструкцией, казалось бы, утраченной истории. Сейчас любой гость Санкт-Петербурга, отправившись в Царское Село, может своими глазами увидеть копию того, что в свое время вызывало трепет и благоговение, а вместе с тем гордость и чувство величия. Вот только почему-то молчат создатели четвёртой копии, по каким фотографиям и эскизам они создавали новодел? Специалисты должны были понять и публично признать, когда и где были сделаны фотоснимки, и тогда многие покровы тайны были бы приоткрыты.

Теперь настал черёд поиска оригинала и копии Янтарной комнаты. Я был уже вооружён информацией о существовании трёх экземпляров, поэтому можно было дифференцировать задачу по оригиналу и копии в отдельности.

Что касается копии, то построение маршрута её перемещения увела меня не слишком далеко от Екатерининского дворца, и, по-моему, копия находится в одной из ветвей подземелий, имеющих связь с Александровским дворцом в г. Пушкине, в каких-то 570 метрах от первоначального местонахождения комнаты.

Немцам, наверно, и в голову не пришло, что копия — действительно более ценный экземпляр, чем макет, окажется у них буквально под носом. А может, и не собирались искать, чтобы не ломать затеянную игру в дезинформацию с надуманными оригиналами.

Вот оригинал Янтарной комнаты, действительно перевалил по железной дороге за Урал и спрятался в окрестностях г. Усолье Сибирское — это не доезжая до Иркутска.

Но вот что интересно: транспорт с оригиналом проехал Иркутск, но почему-то возвратился назад и остановился в Усолье Сибирском. Куда же он направлялся вначале?

Что касается копии, спрятанной в подземельях Александровского дворца, то смысл этого мероприятия, кажется, имеет простое объяснение: копия и есть копия, и её можно спрятать попроще, хотя эта «простота» оказалась очень надёжной при вменённой конспирации. А вот о причине отправки оригинала так далеко от Москвы нужно подумать, какие обстоятельства повлияли на такое решение? Скорее всего, это объясняется возможным допущением Сталина, что немцы не только начнут войну, но даже допускал, что придётся сдать Москву, и русские будут выдавлены за Урал, как и было в планах Гитлера. Коллекция Эрмитажа была вывезена в Свердловск, Третьяковки — в Новосибирск, но, возможно, только специфика капризности янтаря к окружающей среде вынудила искать для Янтарной комнаты специфическое место и схоронить её в выработанных соляных подземных штольнях — самые благоприятные условия длительного хранения, с минимальными перепадами температуры и постоянной сухой атмосферой. Видимо, Усолье Сибирское было в планах не окончательным местом схоронения оригинала Янтарной комнаты, если состав или вагон были возвращены с пути после прохождения Иркутска.

От редакции. Автор, как он считает, располагает точными координатами местонахождения экземпляров Янтарной комнаты — оригинала и копии макета. В то же время автор предупреждает, что представленные материалы — это пока только версия и не являются ни в коем случае аксиомой. Любая версия имеет право на проверку, но не всегда ожидания совпадают с полученным результатом. Поэтому автор призывает читателей и энтузиастов быть готовыми к любым результатам поисков и скоропалительно не навешивать на него при первом разочаровании ярлык шарлатана или мистификатора.

Поделиться с друзьями

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Опубликовано в    Автор:
Рубрики: Красноярская версия | Ключевые слова: | 1 комментарий

Один комментарий

  1. Готовя материал для этой статьи, автор столкнулся с ещё одним несоответствием в некоторых опубликованных статьях. В достаточно солидных публикациях, заявленных как работы военных специалистов (не стану приводить названия и авторов) оберштумбанфюрер СС (оберст-лейтенант СС) Отто Скорцени вдруг оказался штандартенфёрером СС, т.е. полковником СС, а уж совсем из раздела придуманного — у него несуществующее звание оберштандартенфёрер. Это к тому, что мы иногда верим как в аксиому написанному нетребовательными к истине специалистами, и ступаем на ложный путь. Вот и в истории с Янтарной комнатой, недостаточно изученные факты и события, но представленные как истина, заставили вот уже семьдесят лет искать «фантомы» там, где их не могло быть.

Ответить

Обязательные поля помечены *


Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.