Крутой яр у частых островов

Раскопки последних лет убеждают: люди в окрестностях Частоостровского жили и двадцать тысяч лет назад. Селяне решили всерьез заняться историей своего села

В селе Частоостровском при Свято-Троицком храме создано историко-археологическое общество. Инициатором его создания стал настоятель храма отец Андрей Кручинкин. Человек неравнодушный и активный, он с первых дней работы в Частоостровском приходе занялся историческими изысканиями, прежде всего, по истории храма и прихода. Выяснив в архивах и библиотеках, что церковь в Частых довольно древняя и по архитектуре редкая, успешно привлёк спонсоров и организовал реставрационные работы, которые близки к завершению.

Андрей Кручинкин

Тайна подземного хода

Его давно заинтересовала легенда о подземном ходе из храма к Енисею, и он даже заполучил документ, разрешающий проведение раскопок на территории церкви. Но раскопки всё не начинал, а тут идёт как-то и видит, что в ограде церкви кто-то копается, и закопался уже довольно глубоко. Оказалось, соседский парень Сергей Первов, тоже «больной» историей. Ему было лет десять, когда на крутом обрыве над Енисеем он нашёл несколько старинных монет. Заинтересовался, стал искать ещё, стал находить разного рода глиняные черепки и древние кости. Показал учителю истории, потом в музей. Он тоже знал легенду о подземном ходе. Ход этот они ещё не нашли, хотя даже экскаватор нанимали и вкопались вглубь земли на четыре метра — пока безрезультатно. Но надежды не оставляют, намерены привлечь к поискам специальные видящие сквозь землю приборы.

Дымом предупреждали острог

Так уж получилось, что участок земли, который я купил семь лет тому назад в Частоостровском, оказался в самой высокой и самой старой части села, недалеко от церкви на крутом яру, мысом выступающем в пойму Енисея. Старожилы говорят, что часть этого мыса срезало льдом во время наводнения 1915 года. А ещё говорят, что стояла давным-давно на этом яру деревянная казачья караульная часовня, с которой дымами предупреждали дозорные Красноярский острог о набегающих со степи немирных кыргызах. Но и задолго до кыргызов (таким общим именем звали первые русские жители этих мест всё нерусское коренное население — кочевые племена аринов и качинцев) здесь жили люди…

Верность одинокой цапли

…Каждым летним вечером выхожу я на этот крутой яр у Частых островов, чтобы мысленно поздороваться с одинокой цаплей, всегда в одно и то же время появляющейся на одной и той же кочке посреди тихо струящейся внизу протоки и задумчиво стоящей на одной ноге то час, то два — в зависимости от погоды.

Никто не помнит, когда появилась в Частоостровском первая пара цапель. Каждую весну прилетали они сюда, вили гнездо в кроне высокого тополя на ближнем острове, выводили птенцов и улетали на юг. Росло цаплино семейство, пока однажды заезжий браконьер не подстрелил на взлёте верного друга нашей цапли — так, забавы ради… И престали прилетать в Частые цапли… Прилетала только одна, делала круг над протокой с печальными криками и опускалась на ту самую кочку, на которую камнем упало бездыханное тело её друга.

Так продолжалось несколько лет, а года три назад цапля прилетела не одна. И вновь с каждым летом становилось по берегам протоки всё больше цапель. А старая цапля каждым вечером в девять часов прилетает на свою кочку и печально стоит на ней долго. Из родных мест осенью, я заметил, она улетает последней. Стая поднимется, возьмёт направление на юг, а цапля отстанет, сделает с воплями прощальный круг и лишь потом полетит догонять стаю…

Яр напичкан артефактами

…Я стою на яру, смотрю на цаплю и думаю, что вот, наверное, так же стоял семнадцать тысяч лет назад коренастый, в шкурах, маслатый и патлатый первобытный человек и тихо радовался, что нашёл наконец место для ночлега — высокое и сухое, ограждённое с трёх сторон лесом, а с четвёртой — обрывом, и у большой воды, где много рыбы. Он громко прорычал в сторону леса, приглашая сородичей обживать поляну. Так начиналось Частооостровское. Впрочем, раскопки последних лет принесли учёным доказательства того, что люди в окрестностях Частоостровского жили и двадцать тысяч лет назад.

Как только я заселился на купленном участке, сразу познакомился с Серёжей Первовым, тогда ещё, наверное, шестиклассником. Он подошёл и попросил разрешения поискать чего-нибудь на моём участке, сказав, что там много интересного может оказаться. Выяснилось, что он весьма грамотный, несмотря на возраст, искатель старинных монет и разных предметов, имеющий и знающий серьёзные каталоги. Он действительно сделал несколько находок на моей земле.

Да и мудрено было бы не сделать, если я и сам нашел при перекопке и вспашке участка немало старинных монет сибирской чеканки, множество фрагментов древней керамики, каменные наконечники стрел и другие артефакты. Весь яр был буквально напичкан следами пребывания древних людей, а на крутом его срезе отчётливо просматриваются несколько темных полос культурных слоёв-свидетельств обитания людей в доисторические времена.

Древние захоронения

Третьим членом-учредителем историко-археологического общества стал фермер Владимир Остроухов. Угодья его фермы находятся между Частоостровским и Куваршино. И вот однажды, весной 2006 года, направляясь к своей земле, он шёл по краю свежевспаханного поля на окраине деревни и наткнулся на крупный клинообразный металлический предмет, чем-то напоминающий современный колун. Предмет был явно старинного происхождения, вокруг валялись керамические черепки, обломок бронзового горшка. Заинтересовавшись, Владимир отвёз находки в Емельяновский краеведческий музей (там они и хранятся с тех пор). Оказалось, что он нашёл бронзовый скифский кельт — вид оружия, и другие предметы тагарской культуры сибирских скифов. На карте края появился ещё один археологический памятник. Таких памятников на территории Частоостровского сельсовета зарегистрировано более двадцати.

Археологическое изучение окрестностей Частоостровского началось более ста лет назад. В 1902 году красноярский исследователь А. В. Андрианов провёл раскопки двух курганов вблизи Частоостровского. Это были коллективные захоронения, в которых он обнаружил большое количество бронзовых предметов. В том же году любознательный чиновник издал «Наставление к собиранию материала для археологической карты Енисейской губернии акцизным разъездным надсмотрщикам».

Следующее древнее захоронение вблизи Частых было раскопано лишь в 1928 года В. Г. Карцовым. В том же году он издаёт книгу «Материалы к археологической карте Красноярского края», в которой описывает все найденные к тому времени в Частоостровской округе археологические объекты, в том числе Куваршинские курганы. В 1956 году большую работу в этих местах проводит экспедиция Г. А. Максименкова. Она не только описала состояние ранее найденных памятников, но и зарегистрировала новые. Были найдены три каменные бабы на окраине Частых, поселение Пашня, курган Чертова гора, Трубникова пашня.

В 1964 году разведочные работы вел отряд Н. В. Нащекина, а в 1987 году группа Л. В. Новых провела паспортизацию археологических памятников Частоостровского сельсовета на предмет включения в Государственный свод памятников СССР.

С тех пор работы по изучению и раскопкам памятников на территории Частоостровского сельсовета проводились красноярскими, новосибирскими и ленинградскими учёными почти каждое лето. Продолжаются и сейчас. При активнейшем участии членов историко-археологического общества. Методическую помощь им постоянно оказывает археолог Полина Ишутина.

Потомки аринского кетоязычного племени

В связи с приближающимся 370-летием Частоостровского, которое будет отмечаться в августе, интерес к истории в селе растёт. Свою версию происхождения и заселения Частых написал потомок первопоселенцев Владимир Сяков, уникальные мемуары участника событий 1917–26 гг. в Частоостровском полковника в отставке К. И. Моисеева передал обществу ветеран труда, также потомок первопоселенцев Виктор Горланов, помогают словом и делом директор спортивного клуба «Частые» Виктор Ткаченко, заслуженный работник культуры России, заместитель директора сельского клуба Пётр Курицкий. И, конечно же, координирует всю работу по изучению истории села Нина Фёдоровна Большакова — глава администрации Частоостровского, сама много лет отдавшая созданию сельского этнографического музея, ныне известного во многих странах мира, благодаря десяткам иностранных туристов, посещающих Частоостровское.

До недавнего времени бесспорным считалось происхождение названия села от его географического местоположения среди частых островов на Енисее. Однако несколько месяцев назад мне в руки попала одна из журнальных публикаций известного российского археолога, красноярского профессора Николая Дроздова, в которой чёрным по белому было написано, что на высокой террасе Енисея между современными деревнями Кубеково и Куваршино, а значит, и на территории нынешнего Частоостровского сельсовета, до прихода русских казаков обитало аринское кетоязычное племя, которое называло себя «частые». Тогда причём тут острова? С Дроздовым мы старые приятели, и при личной беседе он подтвердил, что да, было такое племя, со временем, по всей вероятности, растворившееся среди более крупных и сильных окружающих племён.

Можно предположить, что по имени племени назвали и место, где оно обитало. Гораздо позже, при проведении первых российских переписей новое казачье поселение записали как Частоостровское и с середины восемнадцатого века во всех документах, а потом и СМИ его называют так. В обиходе же местные жители чаще всего говорят «Частые».

Поделиться с друзьями

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Опубликовано в    Автор:
Рубрики: Красноярская версия | Ключевые слова: | Написать комментарий

Ответить

Обязательные поля помечены *


Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.