Муран Кан

Канская легенда о великой битве сибирских племён с монгольскими полчищами под предводительством беспощадного Субэдэя передается из уст в уста…

Скоро в Издательстве «Версия» выйдет повесть Николая Николаева «Муран Кан». В ее основу легли исторические события, которые происходили в нашем крае.

Но в начале — несколько слов об авторе. Николай Петрович Николаев — без преувеличения человек-легенда. В 70 годы он работал на Канском хлопчатобумажном комбинате, тогда же начал писать рассказы на исторические темы. Вскоре его пригласили на работу в районную газету «Заря коммунизма». Он ездил по районам, общался со стариками — по поручению райкома партии шефствовал над тасеевскими партизанами. Они-то и рассказали о великой битве, которая проходила в районе п. Карапсюль в стародавние времена. Эти события и легли в основу повести «Муран Кан», что переводится как «кровавая река». Вблизи нее и произошла жестокая битва сибирских племён с многочисленными татаро-монгольскими полчищами под предводительством беспощадного Субэдэя.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

По повести «Муран Кан» Николай Николаев написал либретто, и Красноярский театр оперы и балета готовится взять её к постановке на большой сцене.

Преданье старины далёкой

Благодаря повествованию историков всех времён до наших дней дошли летописи, сказания и другие исторические источники описаний грозных, кровавых событий, происходивших в глубокой древности. Так, доподлинно стало известно о жизни и деятельности Чингисхана, величайшего жестокосердного завоевателя многих государств, расположенных на планете. Подробное изложение о нём оставил нам величайший историк современности Николай Михайлович Карамзин. К сожалению, в его трудах слишком мало сказано о вторжении татаро-монгольских полчищ в Сибирь. О произошедшей там кровопролитной бойне между завоевателями и местными ополченцами рассказывается в других источниках…

Территориальные владения сибирских племён неоднократно подвергались нападению пришельцев с юга Азии. Кровавый след оставили у местного населения дикие орды грозного правителя гуннов Атиллы. В 1207 году большие и малые государства Сибири, а также племена Саяно-Алтайского нагорья, верхнего и среднего Енисея, находящиеся под жёстким прессингом оккупации кыргызского каганата, были покорены монгольскими захватчиками. Кыргызский правитель, владеющий Хакасией и огромным территориальным регионом Сибири, отказался участвовать в освободительном движении. Его завершили вожди сибирских племён, не пожелавшие терпеть бремя чужеземного ига. Однако через 16 лет татаро-монгольские полчища, под предводительством младшего сына Чингисхана Джучи и полководца Субэдэя, снова появились на сибирских просторах. Мощная военная машина кровавым катком проутюжила территорию региона.

Малолетний правитель

Эпоха татаро-монгольской угнетающей и порабощающей силы и мощи началась с того, что предводитель многочисленного кочевого монгольского народа хан Елугай Богадур преждевременно ушёл из жизни. Он оставил тринадцатилетнему сыну Тимучину ханский трон. Юный правитель стал обладателем огромной территории, южнее земель Иркутской губернии. В наследство ему достались разрозненные орды соплеменников и 40 тысяч подвластных семейств, или данников.

Чингисхан

Тимучин в основном воспитывался матерью. В итоге получил изуверский характер, изворотливый ум и ненасытную страсть увлекаться лживыми измышлениями. Ложь была его национальным атрибутом общения с другими государственными деятелями.

Узнав о смерти хана Богадура, данники монголов взбунтовались. Тимучин собрал 30 тысяч воинов и разгромил улусы непокорных. В 70 общественных котлах он сварил недовольных его правлением. Больше никто из данников и соплеменников против него не бунтовал.

Малолетний правитель возомнил себя героем человечества. Его активная жизнедеятельность была целиком ориентирована на возвеличивание собственной персоны. В этом ему изрядно помог случайно попавшийся на глаза мнимый пророк. Он провозгласил юного хана предвестником бога. Тимучин стал называться великим ханом или Чингисханом.

Далее ступени его возвеличивания просматривались ещё нагляднее. Он сбросил с себя владычество татарского повелителя, владения которого находились в северной части Китая. Путём измышления о принадлежности обоих народов к единой турецкой расе сумел скрепить железными узами татар и монголов в единый мощный кулак. После этого все свои помыслы направил на покорение соседних племён и народов.

Несмотря на мощный заградительный щит, именуемый Великой Китайской стеной, Чингисхан осадил столицу китайского государства Пекин и заставил правителей Поднебесной платить дань. Высокопоставленного представителя государства, обнажившего меч на новоявленного Атиллу, он зарубил и сделал из его черепа окованный серебром кубок. Изделие стало памятником темучинова гнева.

Кодекс общения Чингисхана

В конце 12-го столетия в Азии возвеличилась турецкая династия. Мощное государство возглавил Магомет Второй. Он считал себя равным Александру Македонскому. Чингисхан пытался добиться его дружбы через посольство. Предлагал заключить выгодный союз. Но Магомед умертвил монгольских послов. Тогда Чингисхан прибегнул к помощи подкупа и меча. Магомет, имея бесчисленное войско, струсил. Чингисхан, одержав блистательную победу, въехал в мечеть столицы на коне. Казнил 30 тысяч пленников. Столицу превратил в пепелище.

Такая же участь постигла другие азиатские государства. Жители городов пробовали уговорами остановить завоевателя. Встречали его крестами и хоругвями. Но это не помогло. Чингисхан был убеждён, что с покорёнными народами нельзя идти на примирение. Он создал свой кодекс общения. Он гласил: «Побеждённые не могут быть друзьями победителей. Смерть первых нужна для безопасности других».

Пресытившись огромным количеством трофеев, разнообразными ценностями и рабами, чужеземцы убрались к себе на родину. Снова появились они во владениях России. Только в 1237 году татаро-монгольские полчища привёл по приказу старшего сына Чингисхана Угэдэя его племянник Батый. Эпоха кровавой интервенции захватчиков возобновилась. Но это была уже совсем другая история…

Досье «КВ»

Николай Петрович Николаев родился в 1928 году в Тасеевском районе Красноярского края, а взросление его проходило на приисках южно-енисейской тайги. В 1943 году в день получения аттестата о неполном среднем образовании в школу пришёл ответственный работник Удерейского райкома КПСС. Он обратился к 13-летним школьникам с просьбой помочь проложить в глухой тайге транспортные развязки к золотоносным участкам. Вперёд вышли пять добровольцев, и среди них — Николай.

Вернулись юные рабочие домой только глубокой осенью. Отец к тому времени уже ушёл на фронт. На плечах матери, кроме него, было еще два малолетних брата и сестра. Учиться в школе больше Николаю не довелось — в свои 14 он стал кадровым рабочим. Затем была служба в армии и работа помощником мастера на Канском хлопчатобумажном комбинате.

Заочно окончил Николай Петрович Красноярский сельскохозяйственный институт.

Сейчас автор работает над романом-хроникой «Золотой омут» о развитии в Енисейской губернии золотопромышленной отрасли. Сюжет произведения тоже основан на реальных событиях, которые произошли в начале XX века на руднике «Екатерининский» в Южно-Енисейском районе. Тогда шахта обвалилась по стволу, но никто не собирался спасать шахтёров, так и остались они навечно в земляном плену…

В 1993 году, выйдя на заслуженный отдых, Николай Петрович создал Общественный комитет экологического движения (ОКЭД). На счету этой организации немало реальных преобразований. Страстные, аргументированные выступления лидера неизменно встречают аплодисментами на конференциях, «круглых столах», митингах…

Николай Николаев всю жизнь идет вперёд, туда, куда зовёт его душа, не знающая покоя. Не случайно соратник по общественному движению Теодор Шевченко сравнил его с коренником лихой тройки из стихотворения Павла Васильева «Тройка»: «Вонзая в быстроту копыта, полмира тащит на вожжах…».

С книгой Николая Николаева можно будет познакомиться на сайте нашего издания.

 

Поделиться с друзьями

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Опубликовано в    Автор:
Рубрики: Красноярская версия | Ключевые слова: | 1 комментарий

Один комментарий

  1. Видимо, самое интересное будет в книге Николаева, потому что в анонсе газеты приведены только общедоступные факты. Ждём книгу. А вот насчёт татаро-монгольского формирования и названия ига — это очень интересно. Очень жаль, что современные историки опять подчищают факты. Видите ли, неприлично говорить татаро-монгольское иго, надо говорить — ордынское иго. Был в советское время анекдот: «Татары обратились в Верховный Совет СССР, что их незаслуженно обижают говоря, что незваный гость хуже татарина. ВС СССР постановил, что отныне надо говорить — незваный гость лучше татарина».

Ответить

Обязательные поля помечены *


Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.