Звезда по имени У-син

Все болезни, так или иначе, возникают по вине человека, из-за его поведения, которое нарушает порядок Вселенной, поэтому надо вернуть человеку былую, когда-то утраченную им, гармонию…

В прошлом номере, в материале «Белый лотос» распустился на ул. Урицкого», мы рассказывали о клинике восточной медицины. Сегодня по просьбам читателей мы продолжаем эту тему. На сей раз речь пойдёт о звезде по имени У-син. Расскажет о ней руководитель центра «Белый лотос», специалист в области восточных технологий оздоровления Владимир Калинин.

Владимир Калинин

Безвредных лекарств не бывает

Здоровье — одно из главных достояний человека. Между тем, по мере развития цивилизации растет и число факторов, повреждающих здоровье. Количество болезней, известных современной медицине, составляет уже более 10 тысяч. Западная медицина все больше заходит в тупик, т. к. в основе её принципов лечения заложено использование фармакологических препаратов — чужеродных для организма химических веществ.

Каждое их применение порождает новые проблемы, т. к. безвредных для организма человека препаратов попросту не существует. В острый период болезни их применение, возможно, оправдано, а вот для профилактики и лечения хронических процессов такой подход не приносит желаемых результатов, т. к. при этом страдает качество жизни больных.

Основы китайской медицины принципиально иные. Это целостная философия, уникальные методы лечения и профилактики, высокоэффективные лечебные средства, которые черпают свою силу в естественных законах самой природы. Высказывание: «Человек болен не тогда, когда у него возникает болезнь, а болезнь возникает тогда, когда он болен» — совершенно точно отражает суть взгляда китайской медицины на здоровье человека. Когда защитные силы ослаблены, а резервы исчерпаны, множество факторов вступает во взаимодействие, допуская возникновение болезни.

Источником болезни может явиться любое условие, создающее напряжение для организма, с которым он не может справиться. Это может быть и вредное вещество, и другое чувство, и избыточные климатические факторы, такие, как тепло, влажность, холод и т. д.

Энергию — в меридианы

Здоровье в китайской медицине рассматривается как способность организма реагировать на широкое разнообразие раздражителей таким образом, чтобы поддерживались равновесие и целостность.

Основным правилом лечения является «устранение причины заболевания», с учетом индивидуальных особенностей, конституции, географического положения, времени года и т. д.

В самом древнем классическом труде по китайской медицине «Ней Цзин», написанном во II веке до н.э., говорится: «Сохранение порядка, а не исправление беспорядка является высшим принципом мудрости. Лечить заболевание после того, как оно уже возникло, — все равно что копать колодец, когда захотелось пить, или ковать оружие, когда началась война».

Китайская медицина учит, что все заболевания проистекают от нарушения работы энергетических каналов, что проявляется в неравномерном распределении компонентов энергии в органах человека. Исходя из этой концепции, лечебные мероприятия должны быть направлены на восстановление циркуляции энергии в меридианах.

Тысячелетиями китайские врачи изучали природу и стремились постичь секреты взаимодействия с ней, чтобы культивировать и направлять жизненную силу. Человек существует и взаимодействует с внешней средой благодаря своей способности обмениваться с ней энергией.

Основной концепцией китайской медицины являются:

— целостный подход к человеку;

— учет места его проживания;

— время лечебного воздействия.

Осознать свою целостность

Тем, кому китайская медицинская наука кажется слишком надуманной и слабо связанной с анатомией, физиологией и другими разделами знания, можно посоветовать испытать её на себе. При появлении такой «реальности, данной в ощущении», как неожиданно возникающее ощущение каналов, непонятных потоков в теле и прочих эффектов, отношение к восточным, в том числе и китайским, древнемедицинским теориям, естественно, меняется.

В различии исходных позиций теории познания коренится решающее отличие между современной западной и китайской медициной. Китайская медицина начинает с выявления широких взаимосвязей, на основе которых учитываются многочисленные наблюдения и заключения по аналогии, выявляются практические мероприятия лечебного характера.

Сегодня многие люди стремятся заново осознать свою цельность с природой, и, воплощая все эти ценности, китайская медицина приобретает растущую популярность.

До эпохи Возрождения западная медицина была гораздо ближе к китайской медицине. Далее в мышлении европейской цивилизации произошел переворот: распространилось представление о независимости людей от окружающих жизненных систем, появилось убеждение, что можно властвовать над природой, не испытывая обратного влияния. Человек расстался с зависимостью от природы, подразумевая свою неуязвимость, непобедимость, бессмертие. Спустя 400 лет многие из нас сожалеют о преобладании такого взгляда на мир, осознавая, что, как пишет антрополог и философ Грегори Бейтсон: «Организм, разрушающий свою среду обитания, разрушает себя сам».

Убирая боль, заглушаем крик

Каждый народ, как на Востоке, так и на Западе, имеет свою традиционную медицину. Можно отметить, что за последнее десятилетие резко возросла заболеваемость населения в западных странах. Огромное количество аптек и широкий ассортимент фармакологических препаратов не улучшили эту ситуацию, так как больных людей не становится меньше. Наоборот, стали возникать новые заболевания, вызванные регулярным приемом лекарственных препаратов.

Тогда, в поисках выхода из сложившейся тупиковой ситуации, жители западных стран обратили свои взоры к тем методам врачевания, опыт которых насчитывает более 5000 лет. Речь идет о традиционной восточной медицине, прежде всего о традиционных китайских практиках врачевания.

Чем же отличается западная медицина от восточной? Почему все большее количество людей сегодня отдает предпочтение именно восточной медицине и выбирает философию, культуру и методы лечения Китая, страны, которая, на первый взгляд, не имеет ничего общего с нашей, западной, философией и культурой?

Основным отличием является то, что западная медицина, как правило, лечит больной орган. Даже на определенный симптом болезни, например, жар и боль, есть отдельная группа лекарств: жаропонижающие и болеутоляющие. Давайте посмотрим на эту ситуацию внимательнее — что мы, по сути, делаем, выбирая болеутоляющую таблетку?

Боль — это сигнал больного органа, который взывает к нашему сознанию о помощи. Мы же, принимая анальгетик, убирая боль, фактически «заглушаем крик» больного органа, оставляя его больным. Но сказать нашему разуму он уже ничего не может. Дело в том, что почти все лекарственные препараты западной медицины созданы, синтезированы химическим путем и оказывают действие только на физическом уровне.

Болезни входят и… выходят

Человек существует и взаимодействует с внешней средой, благодаря своей способности обмениваться с ней энергией. Между организмом и внешней средой существует прямая и обратная связь, через кожные покровы «болезни входят и выходят из организма» — так считают древние лекари Востока.

Основа восточной медицины — это восстановление нарушенной гармонии, устранение не последствий, а первопричины болезни. Препараты оказывают действие не только на физическом уровне, но и на энергетическом, благодаря правильно подобранной комбинации компонентов, регулируя движение энергии по человеческому организму.

Согласно теории традиционной восточной и китайской медицины, никаких специальных, а тем более, искусственных средств не должно существовать, так как природа является самым великим целителем в мире.

Восточная медицина считает, что все болезни так или иначе возникают по вине человека, из-за его поведения, которое нарушает порядок Вселенной. Поэтому цель восточной медицины — не оборвать крик больного органа, не устранить боль, а вернуть человеку былую, когда-то утраченную им гармонию.

Концепция ци

Согласно канонам традиционной восточной медицины, организм человека — это микрокосмос, который является неотъемлемой частью макрокосмоса. Его жизнь и изменчивость постоянно подвержены влиянию сил окружающей природы.

Организм — это сложная саморегулирующаяся система, которая находится в динамическом равновесии с окружающим миром.

Человеческое тело можно представить как энергетический комплекс, генерирующий все формы известных ныне энергий: электрическую, магнитную, тепловую, кинетическую, электромагнитную и др., которые фиксируются приборами.

Но есть еще другие формы энергии, которые не улавливаются приборами и связаны, главным образом, с ментальными эмоциональными, интуитивными уровнями человека. Концепция ци у китайцев символизирует жизнь во всех ее проявлениях и формах: мыслях, эмоциях, тканях, крови, внутренней жизни и внешнем выражении. В данной системе тонкое, неуловимое и невидимое имеет не меньшее значение, чем видимое, осязаемое и поддающееся анализу и подсчету.

Здоровье человека, согласно канонам китайской медицины, характеризуется нормальным соотношением компонентов ци и движением энергии в организме.

Человек воплощает природные циклы и взаимодействует с ними — суточными, месячными, сезонными и текущими — всю жизнь. Как Земля состоит из суши, океана и атмосферы, так и тело включает кровь, которая управляет материальной формой тела, влагу, являющуюся внутренней средой, и ци, которая регулирует форму, деятельность тела и происходящие в нем процессы.

Ци — это энергия, которую человек получает при рождении от матери, и приобретается она в течение жизни с дыханием, питанием и т. д. Эта энергия находится как в самом человеке, так и в окружающей среде. Ци является причиной и началом всякого движения и изменения.

Здоровье человека характеризуется нормальным соотношением компонентов ци и движением энергии по замкнутой системе каналов (или меридианов), которые подчиняются внутренним биологическим часам. Нарушение работы энергетических каналов проявляется в неравномерном распределении компонентов энергии в органах тела, что приводит к застою энергии и крови и является предвестником заболевания, а прекращение циркуляции ци в теле приводит к смерти.

Жизненные точки — меридианы — циркуляция энергии — поддержание энергетического баланса — вот система, внутри которой разработаны основные правила лечения в традиционной медицине Востока. Полный круг циркуляции энергии по 12 основным меридианам завершается за 24 часа, состояние максимальной активности энергии ци в каждом меридиане длится 2 часа. Именно это время максимальной активности важно для диагностики болезней, и именно в это время пораженный орган лучше поддается лечебному воздействию.

Меридианы «блокируются» в результате болезни, физического или нервного напряжения, плохого питания, травмы, недостаточной физической активности, нарушения целостности энергетических оболочек или неправильного мышления. Однако их можно «открыть», заставить энергию проходить через ранее закрытые участки тела, для этого используются различные способы: травы, минералы, массаж, акупунктура, при помощи которой можно стимулировать меридианы, открывать «блокированные» и регулировать прохождение энергии в местах ее избытка или недостатка.

Мировоззренческую основу традиционной китайской медицины составляет учение об инь и ян: любое единое целое состоит из двух противоположных начал, соперничающих и дополняющих друг друга.

Два начала — инь и ян

Все предметы и явления окружающего мира существуют в двух взаимно противоположных состояниях — инь и ян. Основой жизнедеятельности человеческого организма является уравновешенное соотношение инь и ян, полная их гармония. Нарушение этого равновесия ведет к патологии.

Действие начал инь — ян заключается в следующем:

— они стремятся подавить друг друга;

— оба начала находятся в тесной взаимосвязи и превращаются (перетекают) одно в другое: в инь есть ян, в ян есть инь;

— борьба и взаимопревращение инь и ян дают источник развития и преобразования;

— инь и ян никогда не находятся в покое, они постоянно дополняют, изменяют и ограничивают друг друга.

Поддержание равновесия между инь и ян в организме человека — залог полноценного здоровья.

Пять первоэлементов

Наряду с учением об инь — ян в традиционной китайской медицине большое значение имеет учение о так называемых пяти первоэлементах: огонь, земля, металл, вода и дерево, являющихся основными составляющими, из которых создан окружающий мир и которые необходимы человеку для повседневного существования.

Пять первоэлементов

В результате взаимодействия инь и ян происходят пять основных преобразований потока энергии. Это так называемые пять движений, или пять элементарных фаз энергии, обычно называемых пятью стихиями (первоэлементами). Все пять движений, или стихий, связаны непосредственно с органами человеческого тела, которые также взаимозависимы.

Эти пять стихий находятся в циклической взаимосвязи, чем объясняются функциональные процессы, происходящие в природе, а также в человеческой жизни. Все явления мира укладываются в представление о пяти первоэлементах (считается более правильным перевод «пять фаз движения»).

Пять первоэлементов и человеческая культура сплетены друг с другом сложной паутиной. В соответствии с этими принципами велись государственные и общественные дела, строились дома и города, определялось время свадеб и зачатий, время посева и жатвы, а также совершенствовались методы сохранения здоровья. Пять фаз определяют стадии превращения, модели расширения и сжатия, преумножения и упадка. Человек в ходе своей жизни проходит циклы, подобные временам года, начиная с рождения и заканчивая смертью, со стадиями роста, зрелости и упадка.

Звезда У-син

Все «типы» наживают себе болезни…

Каждый из первоэлементов несет свою энергию: тепло и холод, влагу, сухость и ветер. Избыток, как и недостаток энергий, приводит к появлению симптомов, по которым врач определяет состояние человека.

Пять первоэлементов соответствуют пяти системам органов, пяти климатам и пяти типам личности. Все типы «наживают» себе болезни из-за своей предрасположенности, привычек и наклонностей, проявляя сильные и слабые стороны своей природы.

Причинами возникновения болезней могут быть: нарушения в питании, переутомление или малоподвижный образ жизни, чрезмерные и длительные эмоции, ослабление шень — жизненного духа и внешние напасти, которые составляют патогенную ци.

Теория о пяти первоэлементах нашла свое отражение в схеме, которая носит название «Звезда У-син». В таком виде она существует уже 5000 лет и включает в себя информацию о существующих взаимосвязях между органами и системами — поддерживающих и подавляющих, отражая основной принцип подхода китайской медицины к понятию о сущности мироздания в целом и человеческого организма в частности. Человек — единая, цельная, гармоничная система, в которой все органы и системы тесно взаимосвязаны и функционируют согласно этим связям.

Кроме того, фазы описывают процесс повседневного существования человека: пробуждение ассоциируется с деревом, движение к полному бодрствованию соответствует огню, нарастание сонливости представляет металл, состояние сна соответствует воде. Земля — это точка равновесия между полярными движениями.

Все явления упорядочены

Наша цельность зависит от пропорции и ритма каждой из пяти фаз внутри нас, регулирующих бодрствование и сон, активность и отдых, возбуждение и торможение.

Каждый из первоэлементов несет свою энергию: тепло и холод, влагу и сухость. Человек подвержен избытку внешних условий: тепла, влажности, ветра, холода, сухости. Традиционный врач, наблюдая за пациентом, улавливает признаки и симптомы, которые собирает воедино и определяет ведущий симптом. Недостаток влаги ведет к растрескиванию кожи и является симптомом сухости; воспалительный процесс является признаком жара или огня. Если у человека состояние внутреннего холода, он дрожит и впадает в сонливость, его реакция замедляется, такие же симптомы появляются и от внешнего холода (низкой температуры).

Все явления, упорядоченные соответственно пяти элементам: дерева, огня, земли, металла, воды, — представляют пять эволюционных стадий преобразования и соответствуют пяти системам органов, пяти сезонам (китайцы выделяют сезон дождей — позднее лето), пяти климатам и пяти типам личности, китайская медицина рассматривает воздействие нарушений на человека в целом, когда заболевание изменяет течение интеллектуальной, эмоциональной и физической жизни.

Пять типов людей порождаются сочетанием физических данных и характеров, соответствующих пяти фазам и сетям органов.

Все типы «наживают» себе болезни из-за своей предрасположенности, привычек и наклонностей, проявляя сильные и слабые стороны своей природы. Тип Земли генерирует слизь, отек и умственные расстройства. Огонь легко вспыхивает, тип Огня склонен к воспалениям, обезвоживанию, высокой тревожности. Тип Дерева подвержен дрожи, судорогам и приступам гнева. Вода замерзает и твердеет, у людей типа Воды развивается склероз, артрит и равнодушие. Тип Металла становится закостеневшим и не способным к возбуждению.

Печень питают весной, сердце — летом

В каждом из пяти первоэлементов сохраняется закон инь — ян, если говорить об органах, то в каждом элементе присутствует плотный орган — инь и полый (или пустой) — ян. Например: печень и желчный пузырь относятся к элементу дерево. Между первоэлементами существуют неразрывные связи, каждый из первоэлементов связан с другими и продуктивными, и разрушающими процессами, стимулируя или угнетая друг друга.

Когда над телесной средой начинает преобладать определенная «погода», это может вылиться в патогенный признак. Он может быть как источником, так и результатом неравновесия.

Меридианы организма

Лучшее время для укрепления легких — осень. Зимнее время, холод — неблагоприятное время для меридиана почек и мочевого пузыря. Заболеваемость почечной патологии в это время более высокая (пиелонефриты, гломерулонефриты). И это же время является лучшим для укрепления субстрата почек, это период, когда пожилые китайцы пьют тонизирующий женьшеневый напиток. Печень питают весной, сердце — летом, а селезенку — в конце лета. По китайским традициям важно лечить заболевания в тот же период, когда оно возникло.

Модели, существующие в природе, повторяются на всех уровнях организации — от вращения планет до работы внутренних органов. Восточная медицина выделяет в организме человека двенадцать систем, которые выполняют 12 основных физиологических функций. Они носят название меридианов.

Каждый меридиан называется соответственно органу, который определяет его функцию. В соответствии с теорией инь — ян, меридианы образуют 6 пар. Таким образом, существует 6 иньских меридианов и 6 янских.

Иньские меридианы соответствуют органам, которые выполняют функции наполнения, сохранения и переработки веществ и энергий в организме. Это наполненные (плотные) органы: лёгкие, селезёнка, сердце, почки, перикард и печень.

Янским меридианам соответствуют полые органы, которые выполняют функции обмена веществ, выделения (выведения). Это — толстая кишка, желудок, тонкая кишка, мочевой пузырь, три обогревателя, желчный пузырь.

Трубопроводы энергии ци

Человеческое тело имеет особую систему каналов, соединяющих поверхностное с внутренним и верхние части тела с нижними и связывающих все полые и плотные органы. Каналы не являются ни кровеносными сосудами, ни нервами.

Термин «меридиан» означает маршрут или канал. Эти каналы являются трубопроводами энергии ци. Они образуют линии, идущие по всему телу человека, соединяя его различные части, превращают его в органичное единство. Каналы, соединяющиеся с полыми органами ян, идут вдоль внешних поверхностей тела и называются ян-каналами. Каналы, соединяющиеся с наполненными органами инь, идут вдоль внутренних поверхностей тела и называются инь-каналами.

Система меридианов состоит из главных меридианов и побочных сосудов. Они распределены по всему телу и являются путями прохождения ци, крови и соков тела. Учение о меридианах играет важную роль в лечении с использованием китайских лекарственных средств, в китайском массаже, но главное — является основой акупунктуры.

Двенадцать постоянных каналов, один продолжает другой, образуют замкнутый круг, который обходит весь организм. Соотношение энергии и крови в меридианах неодинаково: там, где много крови и мало энергии, следует «рассеивать» только кровь и сохранять энергию, а там, где много энергии и мало крови, поступать наоборот. Кругооборот энергии в 12 главных меридианах охватывает весь организм, причем циркуляция совершается по присущим ему законам, когда на каждом из участков имеется совершенно определенное соотношение энергии и крови.

Болезни, возникающие из-за внешних или внутренних болезнетворных факторов, и нарушения в связи с этим в циркуляции энергии вызывают патологическое состояние меридианов и соответствующих органов. Оно (состояние) проявляется повышенной болезненностью активных точек канала. Воздействие на эти точки дает лечебный эффект. Нарушение циркуляции энергии в меридианах отражается на состоянии связанных с ними органов. Таким образом, по состоянию органов и систем можно судить о состоянии меридианов и наоборот.

Меридиан выполняет следующие функции: управляет потоком крови и жизненной энергии ци, осуществляет гармонию инь и ян, оживляет мышцы и кости, облегчает работу суставов. Он служит для передачи энергии от внутреннего органа к покрову тела, благодаря чему внутренние сигналы болезни достигают поверхности тела.

Значение меридианов в китайской медицине трудно переоценить. Систему меридианов и их взаимодействие следует считать самым большим достижением по сравнению с открытием отдельных точек. В трактате «Хуан Ди Нэй-цзин» в главе о меридианах говорится: «Назначение каналов в том, что, с одной стороны, они отражают нормальную физиологическую функцию и патологические изменения в организме, а с другой — по ним можно судить о его жизнеспособности, определять любую болезнь, нормализовать соотношение полноты и пустоты, использовать их как руководство в лечебной практике, поэтому каналы нельзя не знать».

ОТ РЕДАКЦИИ: в следующем номере мы продолжим тему и расскажем о различных видах диагностики — по ладони «шоу чжень», о пульсовой диагностике, об аурикулодиагностике (по ушной раковине), о диагностике «шэ-чжень» (по языку), о системном терапевтическом подходе, известном под названием биоэнергосистемная терапия (БЭСТ), а также о различных видах массажа — антицеллюлитном, индийском масляном массаже Абьянга, китайском и тайском массаже стоп, точечном и лимфодренажном массаже лица с элементами «до инь», китайском массаже «гуа-ша», косметическом массаже лица «нефритовый лотос», классическом китайском массаже «туй-на», моксотерапии, рейки, тибетском огненном массаже, массаже «юмейхо» и др.

Наша справка

Основные направления деятельности центра «Белый лотос»:

тибетская пульсовая диагностика состояния организма;

иглорефлексотерапия, аурикулотерапия, акупрессура;

лечебные восточные массажи: «ань-мо», «туй-на», «ку-нье», «гуа-ша», тайский массаж стоп, японский массаж «юмейхо», тибетский огненный — «дыхание дракона», императорский массаж лица «нефритовый лотос», индийский масляный массаж и др.

Лечебная косметология: императорский массаж лица «нефритовый лотос», лимфодренажный массаж лица, миосциальный массаж лица. Фитотерапия.

Центр восточной медицины «Белый лотос» находится в Красноярске по адресу: ул. Урицкого, 47 — 19. Тел.: 271 48 58; 214 25 77.

сайт: www.bely-lotos.ru.

 

Поделиться с друзьями

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Опубликовано в    Автор:
Рубрики: Красноярская версия | Ключевые слова: | Написать комментарий

Ответить

Обязательные поля помечены *


Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.