У войны не женское лицо
Группа депутатов Госдумы решила подготовить законопроект о призыве девушек с 18 лет на срочную военную службу сроком в один год, эксперты противоречиво высказываются об этой инициативе
Хотя разговоры о женщинах в армии ведутся в России с периодически затихающим интересом, в этот раз повод оказался довольно затейливым. Группа депутатов Госдумы, которая славится своими неоднозначными инициативами, решила подготовить законопроект о призыве девушек с 18 лет на срочную военную службу сроком в один год. Нужно это, по мнению инициаторов из партии «Справедливая Россия», чтобы компенсировать нехватку рекрутов в Воссийской армии.
Поскольку реакция на новый законопроект и возможные последствия в случае его принятия могут быть самыми неожиданными, эксперт поисковой службы Воентернет Николай Поросков высказался по этому поводу сам, а также поговорил с известными российскими специалистами.
Страна попала в «яму»
Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования, член-корреспондент Академии военных наук, член Общественного совета председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации, доцент факультета мировой политики МГУ
— Страна попала в демографическую «яму». В последние годы армия недосчиталась более 200 тысяч человек, поэтому в пополнении она нуждается. И мировой опыт показывает целесообразность такого решения. Оклады военных, пусть и небольшие, выше оклада среднего бюджетника в регионах России. Женщина, отслужив в армии, получает дополнительные возможности трудоустройства — в полиции, частных охранных структурах и так далее. По данным на 2012 год, в Вооруженных силах России служат почти 50 тысяч женщин.
Единственное, что я поправил бы в законопроекте, возраст новобранцев женского рода — 21 год.
«Женский призыв» проблему не решит
Виктор Литовкин, ответственный редактор газеты «Независимое военное обозрение»
— Инициатива нелепая, вызванная стремлением отдельных депутатов както прославиться (попиариться, как теперь выражаются), обратить на себя внимание. На самом деле никто не препятствует девушкам и женщинам поступать на военную службу по контракту, если у них есть к этому предрасположенность, желание и соответствующая специальность.
Сегодня в армии и на флоте служит около 50 тысяч женщин, из них, помоему, более трех тысяч офицеров. Есть полковники и даже один генерал-майор — Елена Князева, заместитель начальника Главного управления международного военного сотрудничества, доктор филологических наук.
А призывать девушек в армию нет никакой необходимости — не война. Их труд необходим стране не только в вооруженных силах, но и в отраслях экономики, в медицине, педагогике, в семье — мало ли где.
Проблему нехватки солдат «женский призыв» не решит. Ставку надо делать на увеличение отбора на контрактную службу, создавать для этого соответствующие условия — не только повышать денежное содержание контрактников, но и предоставлять благоустроенные общежития, где они могли бы жить со своими семьями, чтобы у жен была работа, у детей — школа и детские сады.
Рабочий день у контрактника должен быть нормальным, согласно Трудовому кодексу, да и отношение к ним в войсках, как, впрочем, и ко всем военнослужащим, уважительное и доброжелательное. Надо делать так, чтобы люди хотели служить в армии. Тогда будет в достатке и солдат срочной службы, и контрактников, и офицеров. А женщины, если у них к этому лежит душа, всегда будут желательны в воинском строю.
«Непонятки» уже начались
Николай Поросков, военный журналист, полковник в отставке
— Такое ощущение, что инициаторы нового законопроекта не вполне понимают, за что они взялись, тем самым обнаруживая пиар-подоплеку затеянной акции. «Непонятки» уже начались. Зампред комитета по делам СНГ Татьяна Москалькова («Справедливая Россия») рисует картинку: в призывную кампанию девушка, как и ее сверстник-юноша, получает повестку из военкомата. Прочитав ее, сама решает, идти ей в армию или нет.
Но она и сейчас может пойти служить в армию добровольно — по контракту. А если речь идет о призыве, то следует помнить, что до сегодняшнего дня он при любом общественном строе был обязательным. Иначе зачем было бы от призыва «косить»…
Подразделения из «срочниц» — дело затратное
Игорь Коротченко, главный редактор журнала «Национальная оборона», директор Центра анализа мировой торговли оружием
— Много инициатив, в том числе и эта, высказывается в связи с назначением нового министра обороны России. Но призыв женщин — инициатива несвоевременная, к тому же без практической реализации. Женщины и без того успешно служат в Российской армии по контракту. Да и мужских ресурсов для пополнения армии и флота сегодня достаточно.
Создание женских подразделений из «срочниц» — мероприятие затратное. Для женщин в казарме нужны… дополнительные условия. Женщины вообще требуют к себе большего уважения и внимания.
Ни в одном государстве, за исключением Израиля, нет обязательной военной службы женщин по призыву. Но Израиль вынужден создавать условия выживания, к которым относится и военная служба женщин.
Стоит ли овчинка выделки?
Василий Белозеров, доктор политических наук, сопредседатель Ассоциации военных политологов
— Не окажется ли сия идея кампанейщиной и пиар-акцией, как это часто у нас бывает? Ведь не так давно был определен порядок прохождения службы в нашей армии иностранцев. Провозглашалось, что они изза перспективы получения российского гражданства просто повалят в строй. Чего, естественно, не случилось. Хотя бы потому, что гражданство можно намного проще получить.
Хотя самой возможности прохождения представительницами прекрасного пола службы по призыву в принципе отвергать нельзя. Представляется, что вполне реально определить воинские должности, с которыми женщины справятся не хуже мужчин. А вот дальше возникает целый шлейф правовых и организационных вопросов, на решении которых депутатам или кому бы то ни было пропиариться будет трудно. Легко ли будет обнаружить потом инициаторов законопроекта и спросить с них результат?
Не мешало бы и заблаговременно поинтересоваться («измерить», если говорить социологическим языком), сколько реального женского добровольного контингента имеется. А то окажется, что на всю Россию-матушку их в пределах сотни. Так стоит ли овчинка выделки?
Служить или не служить?
Александр Гольц, заместитель главного редактора «Еженедельного журнала»
— На мой взгляд, никакого смысла от этого законопроекта нет (что отнюдь не означает, что не будет принят). Согласно проекту, девушек не призывают, а лишь информируют о возможности отслужить срочную службу. Призыв по определению должен быть обязательным. Если же часть призывников принимает решение служить или нет, это профанация. К тому же ничто не мешает сейчас девушкам подписывать контракт. Это всетаки другие деньги. Наконец, призыв девушек потребует огромных затрат, например, переустройства казарм и т. д.
От редакции: материалы наших коллег с Воентернета можно прочитать в ЖЖ, на Фейсбуке, в Твиттере. Сайт проекта