Времен связующая нить

Около 20 тысяч экспонатов, из них более 6 тысяч основного фонда, находится на вечном хранении в Эвенкийском краеведческом музее

В ноябре Эвенкийский краеведческий музей Туры празднует свое 85-летие. Весь месяц здесь идут мероприятия, направленные на изучение и познание родного края, северной культуры и традиций народов, населяющих эту суровую и гостеприимную землю. Северная культура со своими традициями и бытом — одна из древнейших в мире и исчисляется не веками, а тысячелетиями. А познать ее помогает кропотливая и вдумчивая работа сотрудников храма истории, которая соединяет прошлое, настоящее и будущее.

Сначала была культбаза

Эвенкийский краеведческий музей является старейшим культпросветучреждением. История его возникновения связана со строительством Туринской культбазы, организованной в 1927 году на берегу Нижней Тунгуски и Кочечума. Тогда был открыт небольшой краеведческий уголок, в котором были собраны материалы этнографического характера. Первым директором музея был учитель — биолог, краевед Николай Павлович Наумов. История музея началась со сбора экспонатов. К собиранию привлекали учителей, врачей, краеведов-любителей. Была собрана небольшая коллекция, где наибольшую научную ценность представляли культовые предметы шаманов и христианской религии. Они дают представление о мировоззрении эвенков того времени.

Николай Павлович провел большую научно-исследовательскую работу на территории культбазы: вел подробные записи о природе, о коренном населении — тунгусах, его занятиях, собирал этнографические предметы. С Эвенкией у Николая Павловича были связаны самые лучшие воспоминания, и прежде всего о первых работниках Туринской культбазы: И. М. Суслове (Лака — так с любовью и нежностью и большим уважением к «луча» называли его эвенки), первом заведующем культбазой Ф. Я. Бабкине; первых врачах — С. Н. Бушмарине, Д. А. Кытманове, Л. А. Симонове; ветеринарном враче В. И. Пальмине, А. П. Куриловиче и др.

Позднее, работая заведующим кафедрой биологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, Николай Павлович поддерживал тесные связи с теми людьми, которые работали вместе с ним на Крайнем Севере, в Эвенкии.

Николай Павлович был участником-регистратором Приполярной переписи 1926–1927 гг. Во время своего путешествия он занимался изучением флоры. Он описал население илимпейской тайги по участкам. Большую помощь в его работе оказал проводник Федор Степанович Словцов-Хукочар, председатель Илимпийского РИКА. Впоследствии Николай Павлович вырос в большого ученого, стал доктором биологических наук, профессором и деканом биологического факультета Московского университета имени М. В. Ломоносова.

В 1928 году был составлен план краеведческой работы Туринской культбазы, было принято решение о создании краеведческой библиотеки. И она появилась, включив в свой арсенал издания по биологии и этнографии. Затем позднее при Туринской культбазе открылся краеведческий пункт. По решению Комитета Севера от 29 мая 1931 года в Туре приступили к созданию краеведческого музея. При нем работал местный кружок краеведов, в состав которого входили работники культбазы, представители местных общественных организаций, велись консультации по вопросам краеведения.

Начатую работу Николая Павловича до 1934 г. продолжил краевед Николай Михайлович Ковязин. В 1931 г. после окончания Ленинградского университета Комитет Севера направил его на Туринскую культбазу. На первом пленуме Николай Михайлович был избран в состав президиума Эвенкийского окрисполкома, а вскоре был назначен председателем плановой комиссии. Возглавлял ее в течение трех лет (1931–1934 гг.), он близко познакомился с экономикой и культурой эвенков и хорошо понял задачи реконструкции их прошлой жизни.

В 1938 году за диссертацию «Хозяйство эвенков и его реконструкции» ему была присуждена ученая степень кандидата географических наук.

Архивные документы подтверждают, что в первые годы своего существования музей заметно рос, фонды систематически пополнялись экспонатами, велась научно-исследовательская работа. В информационном отчете о проделанной работе научными сотрудниками базы за период с 14 июня 1932-го по 6 июля 1935 года написано: «…первый год в основном был посвящен ознакомлению и изучению округа в целом, сбору материала» (архив, ф. 27, д. 5, л. 34 с 1932 по 1935 гг.).

Однако уже осенью 1931 г. музей был закрыт заведующим культбазой И. Ф. Первухиным из-за нехватки помещения. На несколько лет музей прекратил свое существование, экспонаты, сложенные в ящики, хранились в холодном сарае.

Поиск новых путей

В октябре 1933 г. бюро Эвенкийского окружкома ВКП (б) приняло постановление, в котором отмечалось: «Передать на 1933–1934 гг. функции оргбюро краеведения краеведческому пункту культбазы, к январю 1934 г. организовать не менее 10 краеведческих ячеек при райцентрах, школах, курсах. Включить в эту работу профсоюз, комсомол, давать наказы и планы отъезжающим в командировку уполномоченным, найти помещение для окружного музея». И хотя в 1934 году при Туринской культбазе имелась базовая краеведческая основа, был штат работников, тем не менее, работа продвигалась крайне медленно. Сам же музей начал функционировать лишь после ликвидации культбазы, т. е. во второй половине 30 годов.

До 1945 года музей не имел своего помещения и кочевал из одного здания в другое. Во время переездов часть экспонатов была утеряна, некоторые пришли в негодность. И только в 1945 году музей получил свое собственное помещение. В нем были созданы условия для работы: экспонаты были разобраны и выставлены для обозрения, определились конкретные темы для изучения: «Природные богатства Эвенкии», «Быт местного населения», «Народное хозяйство округа на современном этапе», «Стахановское движение в округе».

В начале 1960 года директором музея был назначен Иван Иванович Суворов — талантливый писатель, собиратель фольклора, знаток эвенкийского языка. Он много общался с местным населением, выезжал к охотникам, оленеводам в бригады, кочевал с эвенками по тайге, записывая эвенкийские песни, сказки, предания, пословицы, поговорки. В фонды Эвенкийского окружного музея он собрал богатую коллекцию исконных эвенкийских музыкальных инструментов.

В последующие годы (середина 60–80 гг.), которые оцениваются в своей начальной стадии как период поиска новых путей, а затем как застойный период социализма в нашей стране, все музейное дело развивалось под флагом пропаганды развитого социализма.

Музей «идет» в народ

В начале 70 годов штат краеведческого музей состоял из трех сотрудников, а в фондах музея насчитывалось 6,5 тысячи музейных экспонатов. В последующие годы в музее организовывались новые выставки, проводилась научно-исследовательская работа, были оборудованы новые тематические комплексы. Значительное место в экспозиции по современности уделялось показу роли социалистического соревнования в выполнении народнохозяйственных планов девятой пятилетки. Особенно ярким и красочным получился экспозиционный комплекс «Социалистическое соревнование на приз имени Г. С. Бояки, первого Героя Социалистического Труда». Были также оформлены и другие тематические выставки.

Выставки посетили не только жители и гости Туры, но и многие жители факторий: Ессей, Чиринда, Эконда, Кислокан, Юкта и другие. Организовывались выездные выставки по факториям и по районным центрам — в Байкит, в Ванавару. Были организованы также выставки декоративно-прикладного и изобразительного искусства эвенков и якутов.

Музей дважды участвовал во всероссийских и краевых выставках, улучшилось качество проводимых экскурсий, лекций, в музее работал «Клуб интересных встреч». Экспозиции постоянно пополнялись материалами о людях Эвенкии, участниках Великой Отечественной войны, о передовиках производства и т. д.

В 1984 году музей был переведен в новое помещение, площадь которого в пять раз превышала площадь старого музея. Была выделена отдельная комната для сохранения фондов.

Более трехсот экскурсий в год проводил музей по стационарной экспозиции, а в 1983 году музей посетили более 4 тысяч человек.

В связи с бурным промышленным освоением природных богатств Эвенкии, увеличением численности населения округа окружной музей становится важнейшим культурным очагом научно-просветительной, пропагандисткой работы, с каждым годом возрастало количество посетителей. Это период активного комплектования фонда, улучшения экспозиционной и просветительской работы. Он пришелся на 80 годы.

Мудрый совет наставника

Эвенкийский краеведческий музей продолжает работу, сохраняя накопленное достояние традиционной культуры коренных малочисленных народов Эвенкии, историю развития округа на всех её этапах.

Огромная переписка, неустанный поиск позволили музею в 1989 — 1990 гг. пополнить фонды такими интересными материалами, как архивы известного эвенкийского ученого-североведа, доктора исторических наук В. Н. Увачана, народного художника РСФСР В. И. Мешкова, ветерана труда М. П. Койначенок и многих других заслуженных жителей Эвенкии.

За всю историю развития Эвенкийского краеведческого музея в сборе коллекций принимали участие: этнограф, председатель Комитета Севера Красноярского края И. М. Суслов, ученый-археолог Г. И. Андреев, ученый-историк В. Н. Увачан. Личные документы, фотографии, книги поступили от супруги В. Н. Увачана Анастасии Лаврентьевны, дочери этнографа И. М. Суслова Светланы Иннокентьевны.

Своим наставником сотрудники краеведческого музея по праву называют Иннокентия Михайловича Суслова. В последние годы своей жизни он работал директором Государственного музея этнографии народов СССР. В его письмах в адрес нашего музея были советы, как сберечь и сохранить реликвии, материалы, рассказывающие о богатейшей истории эвенкийского народа, развитии экономики и культуры.

Большой вклад в развитие Эвенкийского краеведческого музея внесли сотрудники музея, патриоты своей малой родины — Эвенкии: И. Г. Удыгир, И. И. Суворов, Н. Х. Ботулу, Е. В. Удыгир, Л. Г. Увачан, Х. И. Чарду, А. В. Довгань, К. Я. Батурина.

Много сделала для улучшения работы музея Валентина Федоровна Воронцова, директор краеведческого музея. Ее заслуга состоит в тщательном подборе, систематизации и составлении тематических карточек, фотографий и статей из газет «Советская Эвенкия», «Красноярский рабочий». Также ею был составлен тематико-экспозиционный план перестройки экспозиции отдела советского периода.

Из воспоминаний В. Ф. Воронцовой: «С Иннокентием Михайловичем Сусловым я встретилась в июне 1971 года во время стажировки в Ленинградском музее Октябрьской революции. Встреча эта была не совсем обычной. Иннокентия Михайловича я навестила в филиале больницы большевиков, где он находился на лечении. Зная, что Иннокентий Михайлович родился в 1893 г., я думала увидеть немного подслеповатого старичка и, что греха таить, с ослабленным слухом.

Когда он услышал, что я из Эвенкии, он так обрадовался, и глаза его заискрились радостью. Иннокентий Михайлович рассказал об Эвенкии 1923–1930 гг., о людях, с которыми он работал в Туринской культбазе. Это — прораб стройки Туринской культбазы Я. Н. Малыгаев, врач Д. А. Кытманов, главный врач С. Н. Бушмарин и многие другие. В 1971 году Иннокентий Михайлович отправил в музей посылки — 270 единиц, в основном это фотографии, относящиеся к началу районирования, создания интегральной кооперации и строительства в Енисейском Севере …».

Уникальность фондов

Основной контингент посетителей краеведческого музея — детские сады, школьники, подростки, студенты, пенсионеры. Дети с большим интересом изучают музейные экспозиции. Значительно вырос интерес к музею у взрослых и наших гостей. В своей работе используем различные формы работы: тематические и обзорные, выездные экскурсии, конкурсы, викторины, лекции и беседы.

И таких интересных и поучительных мероприятий, проводимых в музее, несколько десятков. В 2012 году, к примеру, мероприятие «Недопетая песня», посвященная эвенкийским фольклористам А. П. Оюн и О. В. Чапогир с учащимися начальной школы-интерната «День родного языка в музее», выездная экскурсия на священное место «Дарпикит», проводим дни рождения в музее и т. д.

Коллектив музея тесно сотрудничает со школами, с советом ветеранов и другими учреждениями и организациями муниципального районного центра. Мы организуем этнографические и историко-бытовые экспедиции, приобретая уникальные этнографические предметы для пополнения своих фондов.

Так, в 80 годы фонд пополнился предметами охоты и рыболовства. В фонд поступило якутское нашейное свадебное украшение, шуба из горностая для свадебного обряда, которой насчитывается более 100 лет. Её хозяйка, Мария Савельевна Эспек, в свое время приобрела её за 10 быков-оленей.

В фондах Эвенкийского краеведческого музея имеется уникальная коллекция шаманской атрибутики: костюмы шамана, бубен, колотушка, амулеты (железные птицы, звери, рыбы, идолы).

А экспозиция насыщена уникальными вещественными памятниками: берестяная лодка, посуда из дерева, бересты, календари из кости и дерева, женские украшения из серебра конца XVIIXIX веков.

Уникальными памятниками истории являются место падения Тунгусского метеорита (район Ванавары), места стоянок древних людей в районе поселка Тура, сел: Ванавара, Байкит, Полигус.

По своему профилю эвенкийский музей — историко-краеведческий. До 1945 года музей носил статус Туринского поселкового музея, а с августа 1945 года переименован в Эвенкийский окружной краеведческий музей. В 2006 году он стал называться муниципальным учреждением «Эвенкийский краеведческий музей».

Большой вклад в развитие Эвенкийского краеведческого музея внесли сотрудники музея: Иван Григорьевич Удыгир, Иван Иванович Суворов, Николай Христофорович Ботулу (художник Эвенкии), Екатерина Васильевна Удыгир, Валентина Федоровна Воронцова, Людмила Георгиевна Увачан, Христина Ивановна Чарду, Александра Васильевна Довгань.

Байкитский филиал

В 1978 году был создан музей в Байките. Его инициаторами стали учителя Байкитской средней школы Таисия Ивановна Попова и Галина Григорьевна Карнаухова. Они работали на общественных началах. Первым сотрудником музея, получившего новое помещение, стала Г. В. Кральковская. Большой вклад в развитие районного музея в Байките внесла Клавдия Яковлевна Батурина. В истории этого музея чередуются взлеты и падения. Его несколько раз открывали и закрывали.

С 1987 года Байкитский районный музей официально стал филиалом Эвенкийского окружного музея, директором его был назначен Владислав Возбранных. Однако в 1995 году музей вновь был закрыт и только через год возобновил свою работу, но как этнокультурный центр.

В 2002 году Байкитский районный музей был вновь зарегистрирован как филиал учреждения «Эвенкийский краеведческий музей». В настоящее время директором работает Анна Олеговна Кузенко.

Ванаварский филиал

Ванаварский филиал Эвенкийского краеведческого музея был открыт для посетителей 30 июня 2008 года. Открытие филиала было приурочено к 100-летию Тунгусского феномена. Для жителей села Ванавара этот день был долгожданным и радостным событием. Наконец распахнулись ворота так долго ожидаемого музейного комплекса под открытым небом.

Эвенкийский комплекс является одним из уникальных отделов этнографического музея. В комплексе музейная экспозиция развернута на территории филиала. В этнографическом музее под открытым небом представлена экспозиция, раскрывающая традиционный образ жизни эвенков.

Воссозданы два типа поселений эвенков — постоянное стойбище и временное (летняя) стоянка.

Экспонаты, входящие в экспозицию, раскрывают традиционное хозяйство эвенков: рыболовство, охоту, оленеводство, домашнее производство (лодка-берестянка, остроги, сети из конского волоса, кузнечные инструменты и инструменты для выделки шкур и кожи, обувь из ровдуги, приспособления для стреноживания оленей и арканы для их отлова).

Немалый интерес представляет культовый комплекс, включающий в себя шаманский чум с антропоморфным и зооморфными фигурами духов — помощников шамана, выполненных по материалам этнографа А. Ф. Анисимова. Рядом с эвенкийским стойбищем воссоздана изба с подворьем русского «ангарца» — охотника-промысловика.

Со дня основания ванаварского филиала директором работает Римма Александровна Пирогова.

Мы ощутили себя в чуме…

Эвенкийский краеведческий музей продолжает работу, сохраняя накопленное достояние традиционной культуры коренных малочисленных народов Эвенкии, историю развития округа на всех её этапах.

В нашем музее и филиалах работает стабильный творческий коллектив, люди, влюбленные в свою работу, знающие историю Эвенкии, духовную и материальную культуру эвенков и якутов.

Коллектив под руководством директора Елены Васильевны Павловой прилагает все усилия, чтобы разрешить поставленные перед ним задачи. Сотрудники вдохновенно проводят экскурсии, организовывают мероприятия для учащихся, студентов и взрослых. Обзорные и тематические экскурсии, которые проводит методист Гульнара Лапуко и другие сотрудники, никого не оставляют равнодушными.

Об этом говорит книга отзывов: «13.08. 12. Группа туристов из Украины получила незабываемое впечатление от посещения музея. Благодаря стараниям сотрудников музея мы не только прикоснулись к чудесной истории эвенкийского народа, но и почувствовали себя кто охотником, кто почетным гостем в чуме, а кто-то счастливым обладателем унт. Большое спасибо работникам музея, которые вкладывают душу, приобщают и нас в том числе к культуре Эвенкии».

«25.05. 12. С удовольствием второй раз побывала в музее. Замечательно, что с огромной любовью и уважением вы помните свою историю. Т. Н. Бекетова. г. Красноярск» и т. д.

Около 20 тысяч единиц хранения, из них более 6 тысяч основного фонда находится на вечном хранении в музее.

Хозяйка фонда Елена Антано Вайшнорайте постоянно следит за экспонатами, т. к. за ними нужен постоянный уход: поддержание определенной температуры в залах и местах хранения, обработка меховых изделий, борьба с молью и т. д.

Правильно сохранить и показать письменные источники, фотодокументы, памятники материальной и духовной культуры эвенков и якутов является основной задачей музейных работников.

Письменные свидетельства, документы составляют значительную часть коллекций музея, несут богатую и разнообразную информацию, которая используется в научной и экспозиционно-выставочной работе.

Неоценимый и весомый вклад в музей вносит наш художник-оформитель Виктор Петрович Власов. Он автор серии полотен на тему эвенкийского бытового жанра: «Мать и дитя», «Счастливый сон», «В лес по ягоды» и др. Виктор Петрович очень тонко чувствует эвенкийскую природу, его пейзажи лиричны, трогательны своей естественностью и красотой. А еще Виктор Петрович постоянно оформляет выставки в музее.

В 2012 году в музее была организована персональная выставка «Эвенкия на полотнах Виктора Власова». Выставка заставила посетителей взглянуть в самого художника, пытаясь разгадать тайну его стойкого жизнелюбия и творческой активности. Его работы заставили убедиться, какими талантами богата наша эвенкийская земля.

Эвенкийскому краеведческому музею предстоит большая музейная работа, целью которой является поиск, сбор, хранение информации по истории и культуре эвенкийского народа. Продолжить поисковую работу по истории поселков района.

Музей — это нить, соединяющая прошлое, настоящее и будущее. Настоящее формируем мы сами — это выставки, конкурсы, викторины, мероприятия. Мы всегда рады нашим дорогим и всегда желанным посетителям!

Поделиться с друзьями

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Опубликовано в    Автор:
Рубрики: Красноярская версия | Ключевые слова: , , | Написать комментарий

Ответить

Обязательные поля помечены *


Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.