Художник, философ, мистик…

В декабре исполняется 105 лет со времени первой театральной постановки в оформлении Николая Рериха

Специально к этому событию Красноярское общество последователей Рерихов подготовило выставку репродукций театральных работ мастера. Экспозиция открылась 16 октября в фойе Большого концертного зала Красноярской государственной академии музыки и театра (ул. Ленина, 22).

На открытие приглашены не только работники театральной сцены, но и те, кто интересуется жизнью и творчеством русского художника, философа, мистика, писателя, путешественника.

О Рерихе — театральном художнике — писали все его биографы и исследователи русской сценографии начала XX века. Хотя мастер работал в театре непродолжительное время, однако эта сторона его творчества — целый этап в развитии русской сценографии.

В числе прочих репродукций в экспозиции выставки представлена самая первая театральная работа Рериха, осуществлённая в 1907 году в Петербурге, в Старинном театре, который ставил своей целью восстановление на современной сцене древних форм театрального представления, давно преданных забвению. Для этого театра Рерих создал эскизы декораций и костюмов к пьесе Н. Н. Евреинова «Три волхва», написанной по мотивам рукописной литургической драмы XI века. Спектакль не только показывал богослужебное действо о поклонении волхвов — царей Тарса, Аравии и Савы, приносящих дары младенцу Христу, но и воссоздавал сами условия представления литургической драмы на паперти храма перед зрителями-паломниками.

Исходя из этих задач, Рерих и сочинял декорационно-костюмную часть спектакля. Благодаря репродукциям, представленным на выставке в КГАМиТ, можно будет с полным основанием судить о художнике-организаторе сценического пространства.

Уже в своей первой работе Рерих так строит архитектурную композицию, что создаёт возможности для выразительных патетических сцен. Но главное заключалось, конечно, в том, как он передал дух средневековья в декорациях. Здесь сказались присущее художнику чутье археолога и понимание архитектурного образа.

Среди спектаклей русского репертуара, к которым обращался художник, — «Снегурочка», «Псковитянка», «Сеча при Керженце», «Кащей Бессмертный» и др.

Кстати, 29 мая 2013 года исполнится ровно 100 лет со дня премьеры балета Игоря Стравинского «Весна священная» в театре Елисейских Полей в Париже. Автор декораций и костюмов — Николай Рерих.

Сразу после открытия экспозиции гости послушали концерт духового оркестра КГАМиТ под управлением заслуженного деятеля искусств Республики Тыва Петра Казимира.

Поделиться с друзьями

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Опубликовано в    Автор:
Рубрики: Красноярская версия | Ключевые слова: , | Написать комментарий

Ответить

Обязательные поля помечены *


Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.