Красноярцы побывали в древнем Новгороде

Опера-былина «Садко» включена в программу «Культурная Олимпиада «Сочи-2014»

XXXIV театральный сезон Красноярский театр оперы и балета завершил большой премьерой — оперой-былиной Николая Римского-Корсакова «Садко» — о гордом новгородском гусляре, которого гусли и судьба провели через странствия по дальним краям и владениям Морского Царя. Отметим, данный спектакль включен в программу «Культурная Олимпиада «Сочи-2014» — глобального проекта Оргкомитета «Сочи-2014», представляющего лучшие культурные события страны.

Постановщик спектакля — заслуженный артист России Сергей Бобров, режиссер — Надежда Столбова (Москва). Художник-сценограф и консультант по костюмам — академик РАХ Дмитрий Чербаджи.

В честь 100-летия Бориса Покровского

Премьера посвящена столетию режиссера Бориса Покровского, поставившего этот спектакль на сцене Большого театра в 1949 году. Автор декораций — Федор Федоровский, за свою великолепную работу он был удостоен Сталинской премии.

Для красноярского «Садко» художник Дмитрий Чербаджи провел огромную подготовительную работу, он бережно, буквально по крупицам, восстановил эскизы декораций легендарного спектакля середины ХХ века.

«Римский-Корсаков считал, что в опере проблемы современности нужно отображать не в лобовую, а иносказательно, — рассказывает режиссер Надежда Столбова. — Доказательством этому служит опера-былина «Садко». В ней вопросы, волнующие композитора, отражаются острее, а воспринимаются слушателем глубже. Догоняя поезд цивилизации, мы все дальше убегаем от своих корней, убегаем от себя. Именно поэтому сегодня авторы спектакля обратились к этой эпической опере-былине, чтобы через призму жизни наших предков приблизится к пониманию современного человека».

По мнению постановщиков, опера обещает быть динамичной — картины сменяются одна за другой, придумано и создано множество захватывающих сценографических эффектов.

Освящение ладьи

До начала премьеры на Театральной площади перед зданием театра оперы и балета состоялось еще одно знаменательное событие — освящение ладьи былинного новгородского гусляра Садко, которая была изготовлена в мастерских театра специально к премьере. Тем самым было дано символическое начало успешного «плавания» этого морского судна по безбрежным просторам театрального мира.

Ладья новгородского гусляра — это уменьшенная копия кораблей, которые изготавливали на Руси в XII веке. Стилистика и орнаменты, украшающие ее борта, полностью соответствуют тому времени.

Шествие персонажей прошло от здания производственных мастерских с ул. Бограда, д. 66 и далее вдоль театра со стороны р. Енисей на Театральную площадь, а затем через ул. Перенсона к северному входу в театр со стороны торгового комплекса «Хамелеон». Корабль проследовал по этому маршруту в сопровождении дружины Садко, Морского Царя, Волховы и других действующих лиц оперы «Садко».

Режиссер-постановщик оперы-былины «Садко» Надежда Столбова считает, что в опере-былине «затронуты проблемы каждого человека, развитие каждого человека. Сам персонаж Садко, мы в нем можем найти самих себя».

Акцент делают и на декорациях. Их воспроизводят по чертежам Большого театра, но с применением новых технологий. Задний фон будет в 3D-формате. Краска наносится в три слоя, затем сверху на каждый узор наклеивают аппликацию. Это придает дополнительный объем и яркость рисункам. Всего таких полотен будет 16.

Костюмы — по уникальной технологии

Специально для персонажей спектакля сшито более 300 костюмов. За время спектакля только хору предстоит три раза сменить одеяния: вначале артисты выходят на сцену в образе белых лебедей, затем девиц подводного царства и в заключение спектакля — в русских народных нарядах. Каждый костюм в постановке сшит из нескольких типов тканей, с аппликацией и ручной вышивкой, некоторые украшены мехом и золотым шитьем.

Это, как говорят мастера, — уникальные наряды, и шьются они для артистов индивидуально. Украшают сценические платья вышивкой и камнями, которые от натуральных трудно отличить. Работа кропотливая, например, каждую жемчужину приклеивают вручную.

Вот что говорит заведующая производственными мастерскими Красноярского театра оперы и балета Инна Зайцева: «Штук 25 на одном рукаве. Каждый костюм шьется по своей технологии. Технологии мы придумываем сами. 3–4 раза костюм нужно примерить на артиста, чтобы хорошо сидел, и дышать было удобно, и петь». Оперу «Садко» на столичной сцене ставили более 60 лет назад. Красноярцы решил вдохнуть в спектакль новую жизнь. Постановку обещают сделать интересной и взрослым, и детям. Постановщиком пригласили выпускницу ГИТИСа, Надежду Столбову. Она уверена: спектакль будет иметь успех, и не только из-за ярких костюмов.

На волшебном корабле

Что касается огромного корабля — это ключевой образ спектакля. Его конструкция задумана так, что на сцене морское судно будет в движении. Музыкальный руководитель и дирижер — Анатолий Чепурной, режиссер-постановщик — Сергей Бобров. Хореографию в спектакле ставит Марк Перетокин, руководитель балетной труппы Красноярского театра оперы и балета.

Мастера театра изготовили декорации, созданные выдающимся советским художником Федором Федоровским в 1949 году для спектакля «Садко» в Большом театре. За эту работу он был удостоен Сталинской премии.

Эскизы декораций Федоровского для красноярской постановки восстанавливал академик РАХ Дмитрий Чербаджи. В производственных мастерских театра оперы и балета воссоздали панорамы Великого Новгорода, торговые площади, боярские хоромы, а также подводное царство Морского Царя.

Наша справка

Третий год Культурной Олимпиады «Сочи-2014» посвящен музыке. Как и всегда, организаторы первых в истории России зимних Игр представят публике сотни лучших культурных мероприятий. В их числе десятки концертов и фестивалей, лучшие российские и зарубежные исполнители классической и современной музыки, конкурсы, выставки, «круглые столы» и мастер-классы.

Культурная Олимпиада «Сочи-2014» — уникальный проект организаторов Игр, представляющий лучшие культурные события страны. В 2014 году гости олимпийской столицы смогут оценить не только результаты соревнований, но и культурное многообразие России на десятке сценических площадок, расположенных в Сочи и Красной Поляне. Поэтому, начиная с 2010 года, оргкомитет «Сочи-2014» вместе с десятками регионов страны бережно выбирают лучшее, что есть в российской культуре.

С 2010-го по 2014 год на территории всей страны проходят тысячи разнообразных культурных событий. Каждый год Культурной Олимпиады посвящен определенному виду искусств: 2010-й — Год кино, 2011-й — Год театра, 2012-й — Год музыки, а 2013-й — Год музеев.

Всероссийский масштаб проекта позволяет вовлечь каждого жителя страны в грандиозный культурный праздник, сохраняя и преумножая культурное богатство нашей страны. За всеми событиями Культурной Олимпиады можно следить на портале www.culture.sochi2014.com

Поделиться с друзьями

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Опубликовано в    Автор:
Рубрики: Красноярская версия | Написать комментарий

Ответить

Обязательные поля помечены *


Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.