Развивающая сила фортепиано

С 20-го по 23 марта на базе Красноярской государственной академии музыки и театра прошёл 1-й региональный конкурс по общему фортепиано среди студентов разных специальностей средних и высших музыкальных заведений

В конкурсе приняли участие более 30 музыкантов из Барнаула, Читы, Улан-Удэ, Новосибирска, Минусинска, Иркутска и Красноярска.

Самый важный предмет

«Для первого конкурса это неплохо, — считает член жюри, доцент, заведующий кафедрой общего фортепиано КГАМиТ Дмитрий Викторович Васильев. — Почему именно в Красноярске проводится этот конкурс? Дело в том, что «общее фортепиано» — это очень важный предмет в системе музыкального образования. Исторически сложилось так, что всех будущих музыкантов, независимо от их основной специальности, учат играть на фортепиано.

Однако в последнее время мы видим недопонимание, например, выпускниками музыкальных училищ, важности этого предмета. Преподаватели КГАМиТ забили тревогу, проявили озабоченность состоянием предмета «общее фортепиано» и, полагая, что региональный конкурс может поднять интерес и привлечь внимание к этой дисциплине, выступили с инициативой его проведения в краевом центре».

В конкурсе участвовали не только инструменталисты (домристы, скрипачи, гитаристы и т. д.), но и музыковеды, а также те студенты, которые готовятся стать педагогами общеобразовательных школ. По итогам конкурса победители получили звание лауреатов, дипломантов, денежные премии.

В первой возрастной группе (учащиеся средних специальных учебных заведений) 1-ю премию получила Ольга Савельева (Иркутский музыкальный колледж им. Шопена, педагог — Ольга Александровна Казакова); 2-ю премию жюри присудило Александру Казакову (колледж искусств им Чайковского, г. Улан-Удэ, педагог – Елена Анатольевна Алексеева).

Во второй возрастной категории (студенты вузов) лауреатами первой премии стали сразу двое конкурсантов: Наталья Егерева (Восточно-Сибирская академия образования, г. Иркутск, преподаватель — Борис Федорович Изаксон) и Ольга Колесникова (НГК им. Глинки, преподаватель — Екатерина Олеговна Предвечнова).

Вторая премия в этой возрастной категории также досталась двоим конкурсантам: Дмитрию Тимофееву (КГАМиТ, преподаватель — Дмитрий Викторович Васильев) и Анне Молостовой (Алтайская академия культуры и искусства, г. Барнаул, педагог — Татьяна Николаевна Сергина).

Первый «блин» — не комом…

— Несмотря на то, что прошедший в Красноярске региональный конкурс по общему фортепиано первый, он ничуть не уступает по уровню конкурсам, которые проходят уже несколько лет в других регионах, например, международному конкурсу фортепианной подготовки имени В. С. Цветикова в Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского, — считает председатель жюри Николай Сергеевич Бажанов, профессор, доктор искусствоведения, заведующий кафедрой общего фортепиано Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки. — Понятно, что в Свердловской области конкурс имеет больший размах, носит международный формат — там естественно представлено большее число консерваторий. Но и в Красноярске первый блин не вышел комом. Тем более, в Красноярской академии музыки и театра такой прекрасный концертный зал! Я бы даже сказал, что Красноярску повезло: это уникальное здание с прекрасной акустикой, пожалуй, такого нет больше ни в одном другом вузе России.

— Николай Сергеевич, может быть, не стоит проводить конкурс по дополнительному инструменту с таким разношёрстным составом участников: саксофонисты, фаготисты, контрабасисты, с одной стороны, а с другой — дирижёры-хоровики, музыковеды и даже вокалисты…

— Есть некоторые организационные сложности, связанные с разработкой критериев оценки, и это вопросы будущей организации конкурсов. Но я всё-таки считаю, что проводить такой конкурс необходимо. Это связано с огромной развивающей функцией предмета «общий курс фортепиано». В некоторых специальностях, у тех же духовиков, очень сложные оркестровые инструменты, и у них нет такого обилия и разнообразия музыкальной литературы. Поэтому конкурс для них — возможность показать свою музыкальную интонационную эрудицию. Ещё знаменитый Антон Григорьевич Рубинштейн в Санкт-Петербургской консерватории делал акцент на два общих предмета: «хор» и «общий курс фортепиано», которые обязаны были посещать все студенты-инструменталисты.

Конкурс очень важен и для будущих музыковедов. Для них это играющая специальность и единственный инструмент, где они интонируют и могут проявить себя как исполнители. Таким образом, фортепиано не только дополнительный инструмент, а инструмент дополнительной практики интонирования. Как раз музыкальность и логика интонирования на этих конкурсах ярко проявляется.

Нельзя из пирамиды выдернуть фундамент…

— Какие моменты следует учесть организаторам нынешнего красноярского регионального конкурса и педагогам?

— Стоит обратить внимание на недочёты в выборе репертуара. К сожалению, не очень выигрышная программа была у некоторых конкурсантов. Небезгрешны и сами педагоги — они делают распространённые ошибки, и их ученики оказываются не в столь выигрышной ситуации. На чем хотелось бы сделать акцент, — имела место недооценка джазовых и эстрадных номеров в этой программе. Все почему-то считают, что это такой жанр, который легко освоить и сыграть. Наоборот, классно сыграть очень трудно, потому что свингом они не владеют, а джазовую культуру знают очень плохо, и поэтому эти номера оказались самыми проигрышными.

— Николай Сергеевич, в Красноярской академии музыки и театра для конкурсантов вы прочитали несколько лекций, в том числе о фортепианной школе Китая. Но после «культурной революции» конца 1960-х в этой стране интерес к «буржуазному» инструменту проявился там только в 80 годы…

— Школа действительно очень молодая, и она в некоторой степени повторяет особенности развития фортепианного искусства в России. По сравнению с нашей страной в Китае примерно на 100 лет позже происходит развитие профессионального музыкального образования. Когда-то и Россия также бурно осваивала профессиональную западноевропейскую музыку, позже, чем западная Европа. Но зато какой был стремительный рост: свои гениальные композиторы и свой исполнительский стиль. В Китае собственный исполнительский стиль, может быть, развит в меньшей степени, но это уникальная школа. И уникальна она тем, что в этой стране действует мощная сеть государственных музыкальных школ. Представьте только: 300 млн китайцев хотят заниматься игрой на фортепиано. Это же целое государство! В год в Поднебесной проходит до 6 тысяч различных музыкальных конкурсов! Какие таланты можно отобрать за счет действия этой системы! И действительно, на всех последних конкурсах китайские пианисты выходят вперед.

— А вспомните, что происходило в 90 годы в России? Музыкальные школы были брошены на заработки…

— …И возникли альтернативные методики обучения игре на фортепиано. Академическая методика, когда в основе лежит музыкальное произведение и его подготовка на уровне личного шедевра — так положено, — всё это ушло в сторону. Последствия мы переживаем до сих пор, потому что нельзя без последствий выдернуть из пирамиды нижний фундаментальный слой, которым питались музыкальные училища, консерватории. Правда, возникла замена в виде специальных музыкальных школ при консерватории. Они взяли на себя функцию музыкальных школ. А численность, а количество, а отбор? Тут мы явно пока проигрываем.

Китайская исполнительская школа интересна ещё и тем, что возникает их собственная интерпретация западноевропейских композиторов. Вспомним, в своё время была ведь и русская интерпретация музыки Бетховена и Моцарта. Это явление всегда вызывает живой интерес у специалистов в области теории и истории фортепианного исполнительского искусства во всем музыкальном мире. Полагаю, что и студентам было интересно послушать.

Поделиться с друзьями

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Опубликовано в    Автор:
Рубрики: Красноярская версия | Написать комментарий

Ответить

Обязательные поля помечены *


Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.