Шуточный балет о беззаботной любви

 

Нечасто театр оперы и балета балует зрителей жизнерадостными постановками. Так уж повелось, что обычно классическое оперное и хореографическое искусство питается грустными сюжетами, а то и вовсе трагедиями.

Но в завершение XXXIII сезона, вслед за солнечной комической оперой «Любовный напиток» Г. Доницетти театр выпускает легкий комический балет «Тщетная предосторожность» П. Гертеля. О сюжете постановки, ее актуальности и об особенностях танцевального рисунка мы расспросили хореографа-постановщика — художественного руководителя балета, заслуженного артиста России Марка Перетокина.

— Марк Владимирович, какую историю вы расскажете зрителям в новом балете?

— В основу нашего спектакля будет положен тот же сюжет, что и в большинстве классических постановок «Тщетной предосторожности». Богатая фермерша Марцелина мечтает выдать племянницу Лизу за дурачка Никеза, который является выгодным женихом. Но сердце девушки принадлежит молодому крестьянину Колену. Тетушка строго стережет красавицу, и, чтобы встретиться, влюбленным приходится проявлять чудеса изобретательности.

— Впервые балет был поставлен в конце XVIII века, но сюжет его не перестал быть современным, не так ли?

— Еще бы. Он создан на злободневную тему — как бы удачней выдать девушку замуж. И сегодня каждый родитель хочет, чтобы брак его ребенка сложился благополучно. Тот, кто имеет возможность познакомить дочку с перспективным женихом, старается ее не упустить. Я и сам своей взрослой дочери желаю счастливого и безбедного будущего. Но молодые редко слушают мудрые советы взрослых, они поддаются чувствам, редко задумываясь о том, что ждет их впереди. И любовь все‑таки побеждает.

Очевидный плюс балета «Тщетная предосторожность» — легкое, жизнерадостное настроение. В сущности, он и создан был на одном дыхании, буквально на лету. Хореограф Жан Доберваль и Луи Герольд отмечали очередную премьеру в кабачке, шутили, весело смеялись, наслаждаясь при этом превосходным французским вином, и вдруг одному из них пришла мысль создать шуточный балет. Так, чтобы он получился легким и комедийным. Ударили по рукам, и чуть ли не за две-три недели композитор сочинил музыку к балету. Но изначально спектакль не имел большого успеха — к нему отнеслись как к театральной безделушке.

— Можно только восхищаться беззаботностью французов, которые в канун Великой французской революции, невзирая на народные волнения, выпустили балет с легкомысленным сюжетом.

Россия, я думаю, не менее веселая страна. Какие бы события ни происходили, мы не переставали выпускать спектакли. И в Великую отечественную войну, и во время общенациональных катастроф… Между тем, идея вернуться к «Тщетной предосторожности» возникла и у следующего после Доберваля поколения хореографов… Впоследствии, когда балет создавался уже на музыку Петера Гертеля, а хореографом выступил Александр Горский, к процессу подошли серьезней, и все танцы были более тщательно проработаны, додуман сюжет. Именно эта постановка и взята за основу красноярского спектакля.

— Какие собственные мысли вы привнесете в постановку?

— В нашем спектакле будет немного массовых сцен. Я сделаю акцент на комических игровых моментах в отношениях Лизы с Никезом и Коленом, Марцелины с Лизой и Мишо — отцом Никеза. Сюжет дает простор полету фантазии постановщика: можно бесконечно додумывать хохмы. В красноярской «Тщетной предосторожности» будет множество комических жизненных ситуаций: когда дочь сбегает или прячется от дурачка Никеза, и так далее… Большее место, чем в традиционных классических постановках, я отдам Марцелине. На мой взгляд, этот комический персонаж незаслуженно обделен вниманием предыдущих хореографов. Как правило, она исполняет всего один танец. У нас хлопочущая о счастливом замужестве племянницы тетушка задействована более активно. По моему замыслу, у нее будет больше танцев и смешных мизансцен. У меня была идея даже назвать балет «Веселая вдова, или Ее тщетная предосторожность». Но решили оставить классический вариант. К слову, переклички с названием популярной оперетты Франца Легара неслучайны: по духу, по настроению этот спектакль больше походит на искрометный мюзикл, чем на балет в привычном понимании. Мы прибегнем к неожиданному повороту — в одном из составов Марцелиной будет народный артист России Александр Эдуардович Куимов…

— Женскую партию исполнит мужчина?

— Такой ход изначально подразумевался в спектакле для комического эффекта. Доверять характерные женские роли мужчинам — вообще в традиции классического балета. Например, в «Спящей красавице» партию феи Карабос обычно исполняет мужчина. В красноярской постановке ее танцует блестящая характерная артистка Анастасия Корешникова. Она, к слову, станет и одной из Марцелин. Думаю, спектакли с участием Александра Куимова и Анастасии Корешниковой будут настолько непохожими друг на друга, что я бы порекомендовал зрителям посмотреть их оба.

— Хореография «Тщетной предосторожности» считается сложной. С чем это связано и как, по вашему мнению, справится с трудностями красноярская балетная труппа?

В основе хореографии — принципы французской и датской школ, для которых характерны низовые заноски, микродвижения, их не всегда легко исполнять русским танцовщикам. Российской балетной школе больше свойственны верховые прыжки и трюки. Солисты и артисты красноярской балетной труппы технично и виртуозно справляются с разными направлениями хореографии. Они хороши как в классике, так и в модерне, недавно освоили contemporary, готовясь к выпуску балета «Римские каникулы». Так или иначе, я буду ставить в расчете на наших танцовщиков. Но хочу, чтобы вы поняли: речь идет не об упрощении, а о создании новой версии. И низовые движения в спектакле все равно будут. Думаю, нелегко придется ведущим солистам, исполнителям партий Лизы и Колена. У них будет много па‑де‑де, адажио, вариаций… Однако мы все равно создаем легкий, воздушный спектакль.

— Какие ведущие солисты будут задействованы?

— Вероятнее всего, в первом спектакле главные партии Лизы и Колена исполнят лауреат всероссийских и международного конкурса Анна Оль и лауреат всероссийских и международных конкурсов Дмитрий Соболевский. В следующих — лауреаты всероссийских конкурсов Екатерина Булгутова и Анна Гермизеева, а также Кирилл Литвиненко, Вячеслав Капустин, Иван Карнаухов, Демид Зыков. Я хотел бы, чтобы и для зрителя посещение театра стало настоящим праздником, и ребята станцевали с удовольствием.

 

Елена Нецветаева-Долгалева, художник:

— Художественное оформление «Тщетной предосторожности» будет ярким, красочным, что обусловлено жизнерадостным настроением комического балета, где юмор соседствует с авантюризмом. Это классическая хореография, и в создании костюмов и сценографии мы используем традиционный подход: сошьем короткие юбки-шопенки, распишем цветами… Цветовое решение спектакля — розовые, голубые, салатные оттенки.

Как бывшая балерина, 19 лет отработавшая в Большом театре России, скажу, что именно с этой легкой постановки, а не с «Лебединого озера» и «Жизели», лучше всего начинать свое знакомство с хореографическим искусством. Рисунок танца в «Тщетной предосторожности» состоит из всех основных классических элементов, что позволяет считать его азбукой балета.

 

 

Поделиться с друзьями

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Опубликовано в    Автор:
Рубрики: Красноярская версия | Написать комментарий

Ответить

Обязательные поля помечены *


Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.