А была ли честь?

В Красноярском театре оперы и балета готовится к постановке опера П. Масканьи «Сельская честь».

Композитор написал ее в 1890 году на одном дыхании для конкурса одноактных опер, объявленных миланским издателем Э. Сонзоньо. Это небольшое произведение было первым из трех, удостоившихся премии на конкурсе, и оно в одну ночь прославило никому тогда не известного композитора, которому было всего двадцать семь лет.

Название «Cavalleria rusticana» обычно переводится как «Сельская честь». Такова ирония судьбы, ведь у каждого из героев — собственное понимание чести. Сюжет оперы — это история, которая порой случается и поныне: убийство из‑за ревности. Но Масканьи, положив на музыку бытовую криминальную драму, произошедшую в маленькой сицилийской деревне, поднял ее до уровня подлинной трагедии.

Молодая девушка Сантуцца полюбила Туридду и отдалась ему, не будучи его женой, то есть пренебрегла законами чести, очень важными для сицилийцев (вспомните знаменитое криминальное сообщество Cosa nostra, где придерживались жесткого кодекса поведения и, как бы иронично ни звучало, строгих принципов морали — его костяк составляли жители Сицилии).

Праздничным пасхальным утром Сантуцца узнала, что отвергнута возлюбленным — его с новой силой захлестнула волна страсти к Лоле, которую он любил прежде. Главную героиню, неистовую в любви, терзают муки ревности, и она сообщает об измене мужу соперницы Альфио. В это мгновение светлое праздничное настроение разрушается извержением вулкана страстей, которые и приводят к непоправимому — убийству Турриду.

Режиссер-постановщик спектакля народный артист России Владимир Ефимов уверен, что причиной разыгравшейся трагедии стала именно эта неустойчивость бытия людей, которые преступают законы морали. Так было всегда, так будет всегда. Идея неустойчивости легла в основу и художественного оформления спектакля — декорации Кристины Федоровой выполнены в импрессионистической манере, которая как никакая другая отражает зыбкость и постоянную изменчивость жизни.

Кипящие страсти — благодатный материал для композитора. И Масканьи воспользовался им, написав в реалистичных традициях веризма оперу, в которой с огромной силой выражена всепоглощающая страсть. Именно это принесло ей невероятный успех. Музыка — полноправный участник действия, она не сопровождает певцов, она вступает с ними в равный диалог. Ее эмоциональные контрасты усиливают остроту сюжета: неистовые страсти сменяются состоянием душевной отрешенности, драматическому столкновению человеческих характеров противостоит спокойствие весенней природы.

Сейчас идут репетиции оперы, музыкальный материал учат несколько ведущих солистов, но уже ясно, что Турриду в спектакле будет исполнять Михаил Вишняк — только его голосу под силу выдержать драматизм этой партии. В роли Сантуцци — Анастасия Лепешинская, Елена Авдеева и Ольга Басова. Премьера спектакля состоится 20 апреля в рамках «Парада звезд в оперном».

Поделиться с друзьями

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Опубликовано в    Автор:
Рубрики: Красноярская версия | Написать комментарий

Ответить

Обязательные поля помечены *


Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.