Село над дивной рекой

Красивое село с таинственным названием появилось на крутом берегу Подкаменной ровно 110 лет назад. Конечно, эвенкам это место было известно намного раньше. Ведя кочевой образ жизни, они останавливались в устье светлой реки Ванаварки на летний отдых после длинного зимнего охотничьего сезона. Но оседлый образ жизни начали здесь русские, а точнее, ангарские крестьяне.

Издавна эвенки приходили на берега Ангары, чтобы, продав пушнину, добытую за сезон, закупить всё необходимое на год вперёд: муку, боеприпасы, табак, сахар, ткани и т. д. У каждого среди ангарцев был свой «дружок», который и производил этот товарообмен, при этом обманывая доверчивых инородцев и обогащаясь за их счёт.

Постепенно такие коммерсанты, самые хитрые и предприимчивые, стали выезжать навстречу эвенкам, чтобы успеть скупить у них всё ещё до того, как те прибудут в сугланное место. В силу отсутствия дорог далеко продвинуться в лес не получалось, и тогда предприимчивые купцы начали расширять эвенкийские тропы, превращая их в дороги. Использовались и водные пути, чтобы попасть на Катангу — так тогда на Ангаре называли Подкаменную Тунгуску. О местах этих среди ангарских крестьян ходили легенды: тайга богатейшая, пушнины много, рыбы — тоже.

Постепенно ангарские купцы, получившие прозвище «тунгусники», основали фактории вдоль Подкаменной: Верхнюю Контору, Тетерю, Ванавару, Панолик, Оскобу и т. д. Их массовое проникновение на Тунгусскую промысловую территорию, как именовались здешние места, началось в 1895 году. В 1899 году тунгусники села Аксёновой, Мозговой и др. провели вторую дорогу на Подкаменную — от села Мозгового к устью реки Татарэ, где Харлампиевы (Сизых) из села Селенгино основали факторию Тетеря. Мозговские и, главным образом, кежемские спекулянты, как-то: Привалихин, Косолапов и др. — спустились по реке Подкаменной 25 вёрст ниже и с версту ниже устья реки Ванавары, основали факторию Ванавара. Здесь, как и на других подобных факториях, вдали от власти и закона, тунгусники беззастенчиво обирали инородцев, спаивая их при этом водкой.

В 1907 – 1909 годах на Подкаменную Тунгуску был командирован Податный инспектор 1 уч. Енисейского уезда И. Покровский, который пришёл к выводу о необходимости запрещения в этих местах торговли в связи с обнаруженным им беззаконием.

В 1912 году постановлением губернского по крестьянским делам все русские с реки Подкаменной были изгнаны, а тунгусы снова стали выходить на Ангару.

В 1918 году наплыв ангарцев на Подкаменную Тунгуску снова начался, но открыто торговать они боялись, спекулируя понемногу. С 1918 года пушной рынок перешёл в руки кооперативных и государственных торговых организаций.

По материалам Туруханской экспедиции Приполярной переписи 1926 – 1927 гг., в момент прибытия в Ванавару регистратора. В. Сушилина на фактории имелось 2 торговые организации: Госторг и акционерное общество «Сырьё». В Ванаваре проживали люди разных национальностей, в том числе эвенки: Илья Петров, Иван Ёлкин, Михаил и Василий Нагинчины, Михаил Ястриков, Иван и Пётр Константиновы и др. По данным переписи, здесь проживали также три русские семьи.

Как только не называли Ванавару прежде! И Анавар, и Вана-вара, и Анаварь, и Ванавары.…Не будем забывать, что в Эвенкии многие географические названия имеют эвенкийские корни. Поэтому гипотеза о происхождении названия села от русских имён Ваня и Варя выглядит самой неубедительной. Есть и другие версии. «Андаман» — обмен мог стать основой будущего названия села. Или «анан» (толчок) плюс «варэн» (убить) — ведь Ванавара хоть и стоит на ровной местности, но к реке выходит там, где имеется отвесная скала. Н. В. Салаткина, учитель русского и эвенкийского языков, объяснила происхождение названия села Ванавара от двух эвенкийских слов: «ванэ» — добыча, «варэ» — убили, что в слиянии означает «убили добычу».

Есть чем гордиться

Кто в Эвенкии не знает Ванаварский народный хор русской песни! В 2008 году он отпраздновал свой 50-летний юбилей. Звание народного коллектив носит с 1993 года. Многие годы художественным руководителем хора был Николай Лукич Брюханов, которому присвоено звание Заслуженного работника культуры РФ. Сейчас коллектив возглавляет Елена Ивановна Пинчук. Ни один праздник в селе не обходится без участия хора. За годы творческой деятельности создано множество концертных программ. При хоровом коллективе имеется танцевальная группа в составе восьми человек. Спутник Ванаварского народного хора русской песни — детский ансамбль «Светлячок», созданный хором для приобщения детей к культуре русской песни. Молодой коллектив существует уже 5 лет и наверняка даст народному хору новых солистов.

Больших успехов добилась и молодёжь Ванавары. Все давно привыкли, что первые места в соревнованиях команд КВН Эвенкии достаются ванаварцам. Их Ванавара.ru в интеллектуальных играх кавээнщиков всегда побеждает, заставляя зрителей хохотать от начала и до конца выступления. В районных соревнованиях команда становилась первой пять раз из шести!

Спортсмены Ванавары тоже всегда на высоте. Ванаварский филиал ДЮСШ ЭМР под руководством Е. Н. Дедюхина много работает с детьми, добиваясь значительных результатов. Ванаварские лыжники всегда занимают высокие места в районных соревнованиях. В этом году даже в краевых соревнованиях несколько спортсменов вошли в десятку сильнейших!

Ванаварская средняя общеобразовательная школа уделяет огромное внимание развитию национальных видов спорта. Поэтому подопечные учителя физической культуры В. А. Ворошилова постоянно добиваются высоких спортивных результатов на чемпионатах России по северному многоборью, становясь чемпионами России либо серебряными призёрами Кубка России в этом виде.

Женская волейбольная сборная Ванавары также занимает высокие места в районных соревнованиях. В 2009 году она стала второй в соревнованиях на приз Н. Чистякова в с. Байкит. Ванаварская мужская сборная команда по мини-футболу в этом сезоне сумела победить команды из Туры и Байкита.

В Ванаваре есть и художники, и поэты, и писатели. Здесь жил Н. А. Дедюхин, журналист и краевед, автор книги «У нас в Ванаваре». Здесь живёт и творит Василий Ильич Власов — ветеран Великой Отечественной войны, написавший несколько книг о событиях 1941 – 1945 гг., которые навсегда останутся в памяти поколений. Василий Ильич Власов известен также как создатель «Гимна Эвенкии».

Село, где сходятся дороги

В Ванаваре с 2008 года работает филиал Эвенкийского краеведческого музея. Он стал настоящим украшением села и его просветительским центром. Усилиями работников филиала в нём собрана богатейшая коллекция экспонатов, рассказывающая об эвенкийской и русской культуре. Рядом с небольшим зданием раскинулся музей под отрытым небом, повествующий об обычаях и традициях эвенков, а также ангарская изба, где собраны предметы быта русских поселенцев.

Село Ванавара — это здравница Эвенкии. Сюда на время летних каникул приезжают на отдых дети из северных эвенкийских поселений. Здесь же располагаются районный детский дом и дом-интернат для престарелых и инвалидов. Летом 2009 года, который в России назван Годом молодёжи, в селе проведён молодёжный форум Эвенкии, на который съехались гости из Туры и Байкита. В Ванаваре не раз проходили традиционные фестивали народного творчества «Эвенкийские зори», и, конечно, самый значительный из них, приуроченный к 100-летию со дня падения Тунгусского метеорита, получивший название «Тунгусское диво».

Неразгаданная тайна

Ванавара — ближайший населённый пункт от места, где в июне 1908 года произошло событие планетарного масштаба — взрыв над эвенкийской тайгой неопознанного летающего объекта, получившего название «Тунгусский метеорит». На сегодня существует огромное количество гипотез, объясняющих причины грандиозного взрыва, в результате которого мгновенно выделилась энергия, в две тысячи раз превосходившая энергию атомной бомбы, взорвавшейся над Хиросимой. Тайна «Тунгусского дива» бередит умы учёных и просто романтиков на всём земном шаре и до сих пор остаётся неразгаданной.

Первым исследователем уникального природного катаклизма стал Леонид Кулик, именем которого названа одна из центральных улиц села. Его многочисленные экспедиции на место падения Тунгусского метеорита начинались именно в Ванаваре. До сих пор сохранилась тропа Кулика протяжённостью в 83 километра, которая соединяет село Ванавару с эпицентром взрыва. И до сих пор на территории заповедника «Тунгусский», в зоне падения Тунгусского метеорита, работают учёные со всего мира, продолжающие верить, что великая тайна будет разгадана.

Поделиться с друзьями

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Опубликовано в    Автор:
Рубрики: Красноярская версия | Написать комментарий

Ответить

Обязательные поля помечены *


Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.